воскресенье, 4 марта 2012 г.

Театральный дневник. Весна 2009 г.


Мои театральные впечатления весны 2009 г.

7 марта: пересмотрела заново «Кандиду» в театре «Сфера».
Уже писала в дневнике об этом спектакле. Здесь скажу только, что во второй раз получила не меньшее удовольствие, весь остаток вечера находилась под впечатлением. Тем более, мне на этот раз удалось увидеть в этом спектакле С. Загорельского. Да, он играет роль Юджина, пожалуй, сильнее, чем Голев.

8 марта: «Конкурс» в театре под рук. Калягина.
   Комедия А. Галина из нашей современной жизни. Спектакль - так себе. Если бы не пошла – ничего бы не потеряла.
  Сюжет сводится к тому, что в одном провинциальном городе проводится конкурс: набирают девушек для работы в Японии (ну, понятное дело, в борделе, хотя участникам конкурса открыто не говорят этого). Но на этот конкурс пришли и такие, кто не подходит по возрасту (несовершеннолетние и те, кому за 30). Их пытаются не пускать на конкурс, а они стремятся добиться, чтоб допустили к участию. Постепенно женщины начинают рассказывать друг другу, какие обстоятельства заставили их прийти на этот конкурс, почему они так хотят уехать из России. И таким образом раскрывается панорама нашей современной российской жизни со всеми ее проблемами.
  Хотя спектакль и назван комедией, лично мне было совсем не смешно.
   Но хочется здесь написать несколько слов о самом театре, его внутреннем оформлении (поскольку раньше я об этом еще не писала). Там, во-первых, в зрительном зале кресла очень красивые и оригинальные, я больше нигде таких не видела. Во-вторых, там ложи балкона оригинально называются: «Ложа Митрофанушки» и т.п. А еще в этом театре звучит очень оригинальное обращение к зрителям перед спектаклем. Не просто «Просим отключить мобильные телефоны», а так: «Через несколько минут начнется спектакль. Но у вас еще есть время проявить уважение к актерам и отключить мобильные телефоны. И у вас еще есть время выплюнуть изо рта жвачку в бумажку и убрать ее в сумочку или карман». Вот такой Калягин оригинал.

16 марта 2009 г.: «Одолжите тенора!» в театре им. А.С. Пушкина.
   Давно планировала посмотреть этот спектакль, потому что наслышана о нем. В свое время, когда шли премьерные показы, на него было не достать билетов. Тем более, что там играет популярный певец Сергей Лазарев. Одна из моих коллег тоже слышала об этом спектакле хорошие отзывы, и когда я предложила пойти на него, она меня тут же поддержала. Ну, и еще две коллеги к нам присоединились (наша обычная компания). Кстати, что касается билетов, то с ними и сейчас не всё так просто: мы покупали за две недели, но в первые ряды партера уже ни одного билета не было, нам достался только 13-й ряд. Причем цена этих билетов – 1500 р. (это номинальная цена, но мы покупали не в театре, а в городской театральной кассе, поэтому заплатили больше – 1650 р.)
     Спектакль веселый, комедийно-музыкальный (по жанру – комедия положений; автор пьесы – Кен Людвиг). Интересно срежиссировано всё. Актеры вживую поют некоторые фрагменты из оперных арий. Правда, С. Лазарева мы не увидели (там есть еще один исполнитель этой же роли – Алексей Франдетти, так вот мы попали на него).
    Две мои коллеги остались вполне довольны. А мы с учительницей литературы сошлись на мнении, что спектакль, конечно, хороший, но всё же он не захватывает, не волнует, не трогает душу. Я бы сказала, что он чисто развлекательный, для души там нет ничего. Мне такие спектакли не очень нравятся.
   А вообще, спектакль является лауреатом театральных премий «Чайка» и «Хрустальная Турандот». Но, лично на мой взгляд, этот спектакль не стоит тех денег, которые мы заплатили за 13-й ряд.

17 марта: «В лесах и на горах» в «Сфере».
   Спектакль поставлен по произведениям Мельникова-Печерского. Он длинный, идет четыре часа, но смотрится на одном дыхании и очень впечатляет. Сразу могу сказать, что это один из самых лучших спектаклей, которые я видела в «Сфере».
   Можно сказать, что в спектакле всё буквально дышит эдаким славянством, русской стариной. Народные песни, народные танцы, колокольные звоны, старинные обычаи и обряды, – в общем, живое дыхание былых веков. Это ощущение старины и русскости усиливают две внушительных размеров декорации (одна – в виде части дома, а другая – что-то типа частокола с тяжелыми дубовыми воротами). Ну, и само произведение, сама сюжетная история трогает за душу, заставляет переживать. Тем более, что и актеры хорошо играют, а также замечательно поют и пляшут. В спектакле звучит исключительно «живая» музыка. В общем, я несколько дней находилась под впечатлением от спектакля. И тут же начала активно рекламировать его своим коллегам. Уже собираемся устроить коллективный поход в театр на этот спектакль. Кстати, наши учителя литературы говорят про Мельникова-Печерского, что это хороший автор, и что его книги «В лесах» и «На горах» интересны и весьма впечатляют. Надо будет почитать.

21 марта: одноактные балеты в театре «Новая опера»
Изначально в программе были заявлены три балета: «Кармен-сюита» Ж. Бизе / Р. Щедрина, «Болеро» М. Равеля и «Половецкие пляски» из оперы А. Бородина «Князь Игорь». Но первый балет заменили на «Шахерезаду» Н. Римского-Корсакова. Это меня немного огорчило, но все равно в целом получился приятный вечер, балеты понравились, особенно «Болеро» на музыку Равеля. Героями этого балета являются прекрасное Божество и поклоняющиеся ему жрецы и жрицы. Постепенно статуя Божества оживает и, спустившись с постамента на землю, сливается в танце с Главным жрецом. Но потом возвращается на свое место, величественным жестом столкнув в бездну устремившегося за ней жреца. Все персонажи - в черных костюмах с золотистой отделкой. Только у Божества этой отделки больше, чем у жрецов. Кстати, партию Божества танцует чемпионка мира по художественной гимнастике Ляйсан Утяшева. В общем, там, в «Болеро» всё очень эффектно: и движения, и костюмы, и свет, и дым на сцене. И энергетика потрясающая.
   Выступала на сцене «Новой оперы» труппа «Русского имперского балета», а вот аккомпанировал оркестр «Новой оперы», а также в последнем балете был задействован хор «Новой оперы». В самом этом театре я оказалась впервые. Довольно интересное здание современной архитектуры (находится в саду «Эрмитаж»), и внутреннее оформление мне понравилось. На спектакле было немало иностранных гостей (в антрактах я неоднократно слышала то здесь, то там иностранную речь – английскую, немецкую).
   А еще хочу отметить, что ощущение от звучащей музыки было иное, чем в «Геликон-опере». Может, это связано с разными размерами залов и разной акустикой, а может, с тем, что в «Геликоне» мы сидели близко к сцене и к оркестровой яме, а здесь пришлось сидеть далеко, в задних рядах партера. Но в «Геликоне» музыка как бы вокруг тебя, ты словно купаешься в ней, а в «Новой опере» музыка звучала где-то далеко впереди, и у меня было некоторое ощущение, будто бы я эту музыку слышу по телевизору или по радио.
   А в фойе продавались диски с операми и др. классической музыкой. Я себе купила диск «Классика через века». На нем собраны разные произведения и фрагменты: например, «Аве Мария» Шуберта, вальс Хачатуряна к драме «Маскарад» и фрагменты из его балета «Спартак», ну, и др. А исполняют это всё музыканты и певцы «Новой оперы».
    
26 марта: «Бонжур и до свиданья!» в театре им. Ермоловой.
  Премьера. Комедия Ж.-К. Ислера. Но, спектакль, в общем-то, так себе. Мы были с коллегой, нас обеих не впечатлило. Хотя мне понравилось музыкальное оформление спектакля. И некоторые режиссерские придумки. Собственно, режиссер (В. Данцигер), по-моему, сделал здесь все, что мог. Просто пьеса сама по себе – не шедевр. Единственное, чем можно было бы еще украсить постановку и сделать ее более яркой, это блистательными актерами – такого ранга, как В. Гафт, Е. Миронов, О. Янковский и т.п. (актеры такого уровня, полагаю, и из пустяка могут сделать шедевр). Но в театре Ермоловой просто нет актеров такого плана, такого уровня. А вообще, когда я выбирала этот спектакль, то, мне, в частности, как раз режиссура Данцигера была интересна. Я видела минувшим летом спектакль «Не для меня», поставленный этим же режиссером, и от спектакля осталось очень хорошее впечатление (а вообще, большинство спектаклей в Ермоловой режиссирует художественный руководитель театра В. Андреев).  Да к тому же я тогда, летом, поприсутствовала на импровизированной встрече этого режиссера с группой зрителей. И захотелось в дальнейшем посмотреть еще какой-нибудь спектакль в постановке этого режиссера. Ну, а еще привлек сюжет, который я вычитала в аннотации: у главного героя пьесы роман с его же студенткой младше его на 30 лет; одновременно его бывшая жена влюбилась в молодого человека вдвое младше ее, а дочь закрутила роман со взрослым мужчиной. Однако сюжет оказался очень предсказуемым: к концу первого действия было уже нетрудно предугадать, чем закончится второе.
   А еще вот что хочу рассказать. Если в «Новой опере» на балетах присутствовало немало иностранцев, то здесь, на этом спектакле было немало инвалидов – в инвалидных колясках или с палочками, хромые. А также много пожилых людей. Видимо, это была какая-то благотворительная акция для инвалидов и пенсионеров. Хотя билеты в театр Ермоловой и так, сами по себе недорогие.

28 марта: «Берег утопии» в РАМТе (Молодежный театр, бывший Центральный детский).
  Спектакль весьма необычен, поскольку это трилогия. В один день идут три спектакля подряд: в 12.00 – «Путешествие», в 15.30 – «Кораблекрушение» и в 19.00 – «Выброшенные на берег» (этот спектакль-трилогию ставят на субботние дни). Я уже почти год мечтала его посмотреть, но ведь я по субботам работаю, у меня в 12 ч. как раз урок, так что не получалось. А тут  спектакль попал на каникулы, и я этим воспользовалась.
   Но спектакль необычен еще и своей тематикой. Героями спектакля являются А. Герцен, М. Бакунин, В. Белинский, а также многие их друзья и знакомые, начиная от  И. Тургенева, образ которого занимает в спектакле немалое место, и кончая К. Марксом, который появляется буквально в одном эпизоде. Там такое большое количество действующих лиц, такая панорама известных личностей эпохи: и Чаадаев, и Чернышевский, и т.д., и т.п. Конечно же, мне как историку любопытно было посмотреть спектакль, сделанный на таком историческом материале, тем более что это взгляд на нашу историю и культуру английского драматурга (автор трилогии – Том Стоппард). Но надо сказать, что в спектакле речь идет больше о личной, семейной жизни данных героев, нежели об их политической деятельности. И вот это-то как раз самое интересное. Впрочем, приведу здесь цитату с сайта РАМТа:
АРКАДИЙ ОСТРОВСКИЙ О ТРИЛОГИИ ТОМА СТОППАРДА:
«В трилогии Стоппарда Герцен, Белинский, Огарев и Бакунин даются не как портреты общественных деятелей в школьных учебниках и не как признанные революционеры. Это молодые, непочтительные к старшим люди, которые говорят о философии, любви и предательстве. Они влюбляются, впадают в отчаяние, пытаются примирить личную свободу со всеобщей справедливостью, их абстрактные идеи подвергаются проверке реальностью жизни». «Трилогия Стоппарда - не комментарий к сегодняшней жизни России. Стоппард далек от морализаторства и не делает никаких политических выпадов против нынешнего положения в стране». «Пленительность трилогии Стоппарда заключается в том, что это панорама России, увиденная глазами британского драматурга» «Стоппард бережно возвращает России ее собственный портрет. Но это портрет, который напоминает людям об их утраченных чертах».
   Я всё это читала на сайте еще до просмотра спектакля, и как раз вот эти характеристики стимулировали меня к тому, чтобы пойти на этот спектакль.
   Спектакль очень понравился. Я и целый ряд новых вещей для себя узнала о вышеуказанных исторических личностях, и эмоциональное удовольствие получила, большой эмоциональный отклик вызвало у меня это произведение. Спектакль смотрится не скучно и не тяжело, не смотря на то, что такой «длинный» - в трех частях.
   Кстати, между частями трилогии перерывы по 40 – 50 минут, и разрешается в них выходить на улицу. А в театре, помимо обычного буфета, где всё за деньги, в фойе установлен стол с самоваром, и на нем еще подносы с баранками, и всем этим можно пользоваться бесплатно (сам себе наливаешь чай в одноразовый стаканчик). Но, естественно, всё это быстро разбирают, к середине первого перерыва баранки уже заканчиваются.
    Еще хочу отметить, что для этого спектакля сделана необычайно большая сцена, она занимает и часть партера: поверх нескольких рядов кресел настелили деревянный помост.
    Билет у меня был в середину бельэтажа, стоил 900 р. (билет продается один на все три спектакля сразу. Т.е. купить билет только на одну из частей трилогии невозможно). Место было удобное (далеко от сцены, конечно, но видно хорошо).

Круглый стол по поводу спектакля «Берег утопии»
    13 апреля мне довелось побывать на круглом столе по теме «Театр как один из путей к пробуждению национального самосознания», проходившем в Литературном институте имени Горького. Информацию об этом мероприятии я получила, когда была на спектакле «Берег утопии»: там в фойе раздавали приглашения.  
   Проводил этот круглый стол один из преподавателей Литинститута, писатель Сергей Есин, а участвовали в нем и режиссер Молодежного театра А. Бородин, и актеры Илья Исаев (в спектакле – Герцен), Александр Доронин (в спектакле – сначала Станкевич, потом Чернышевский), и театральный критик Вера Максимова, и разные там журналисты… В программе были заявлены и еще некоторые личности, и в частности, еще другие актеры театра (например, Нелли Уварова, игравшая роль жены Герцена), но они не смогли прийти.
    Мероприятие было интересным. Интересно и содержательно выступали режиссер Алексей Бородин, публицист Андрей Архангельский, критик Вера Максимова. А вот актеры были немногословны: сами, по своей инициативе, в разговор не вступали, а говорили только тогда, когда им непосредственно адресовывали какой-то вопрос, и при этом отвечали очень кратко, буквально парой предложений.  
    Сидящие в зале (студенты, преподаватели и прочие) тоже имели возможность участвовать в разговоре – задавать вопросы, высказывать свое мнение о спектакле. Вообще, аудитория  была, по моим наблюдениям, на 85 %  молодежная, более взрослых лиц (скажем, моего возраста) было мало.
    Круглый стол продолжался  около 2,5 часов. Это время пролетело довольно незаметно, лично я нисколько не устала и с удовольствием продолжила бы это общение еще эдак на часок.
    Ну, а теперь немного о том, кто и что говорил в процессе "круглого стола" и какие из прозвучавших мыслей мне понравились.  
    Один из участников круглого стола сказал:
    «Выходя со спектакля, ловишь себя на мысли, что тебе хочется прожить жизнь Белинского или Герцена». Решила процитировать здесь эту мысль, т.к. мне она оказалась близка, т.е. я похожие ощущения от спектакля испытываю. Нет, ну, может быть, не то чтобы мне захотелось прожить жизнь этих исторических личностей, но подумалось о том, что эти люди жили какой-то очень содержательной внутренней жизнью, много читали, спорили, их волновали судьбы страны, они хотели что-то изменить в окружающей жизни, и пусть они в чем-то ошибались, заблуждались, но у них была яркая, насыщенная жизнь, которой хочется позавидовать. Хотя отчасти всё объясняется другими условиями: те же Герцен и Бакунин были из дворянских семей, и у них были слуги, крепостные, которые обеспечивали им быт, и во многом благодаря этому у вышеупомянутых личностей имелись время и возможность заниматься литературой, философией и т.п. А сейчас многие работают с утра до вечера. В спектакле, кстати, есть один любопытный эпизод: молодой Миша Бакунин хочет поехать учиться за границу, а отец не дает ему денег, Михаил в разговоре с друзьями сетует на отца: мол, ну что ему стоит – продать пару крепостных, чтоб я мог поехать за границу изучать Фихте и Гегеля?! Кстати, Бакунин в спектакле показан вообще как человек не очень высоких моральных принципов: часто берет деньги в долг у друзей и не заботится о том, чтобы отдать, зато без зазрения совести просит денег снова.
   С др. стороны, вот, например, Белинский периодически оказывался без денег, жил впроголодь, друзья ему давали в долг  (кстати, в отличие от Бакунина он смущался этим обстоятельством), однако же все равно духовные проблемы волновали его больше, чем бытовые.
.  И не случайно такое название у круглого стола. На мой взгляд, этот спектакль действительно способен определенным образом влиять на самосознание людей.
   Перескажу здесь еще одно высказывание (кажется, публициста Архангельского):
   «Для нашего народа, нашего общества характерно метание между идеями. Мы не обращаемся с идеями рационально, как это в большинстве случаев делают на Западе (они там в любой идее берут какое-то рациональное зерно и используют, но в то же время умеют критически относиться к идеям). Мы же либо ударяемся в идолопоклонство, возводим идею в абсолют, либо напрочь отвергаем. Стоппард хотел понять, в чем причина нашего максимализма, понять нашу тайну. Хотел понять, как лучше жить: ни во что не веря, как мы сейчас, или веря хотя бы во что-то, пусть в ложную идею. Стоппард выполняет за нас нашу задачу – задачу наших историков, философов».
   А еще на этом мероприятии звучала такая информация, что Том Стоппард сейчас, по сути, драматург № 1 в мире, он очень популярен на Западе, а вот у нас, к сожалению, гораздо менее известен.  

9 апреля: «Свободная пара» в театре на Перовской
  Этот спектакль аналогичен постановке «Он, она и любовник» театра «Сфера»  (в смысле: пьеса та же). Пошла я на этот спектакль вовсе не потому, что мне как-то очень нравится эта пьеса, ее сюжет. Сюжет меня как раз не очень привлекает в данном случае. Просто с некоторых пор мне интересно смотреть одну и ту же пьесу в разных театрах, в постановке разных режиссеров, и сравнивать. Вот и в данном случае мне было просто любопытно посмотреть, как поставили эту же пьесу в другом театре, отличается ли эта постановка от «сферовской».
   В принципе, постановки обоих театров оказались довольно таки похожими. Нельзя сказать, что они абсолютно идентичны, но и каких-то кардинальных различий, какого-то принципиально иного режиссерского подхода я тоже не увидела. Единственное, в театре на Перовской другой конец. В «Сфере», насколько я помню и насколько я правильно поняла, главный герой в конце всё же кончает самоубийством, а в театре на Перовской – нет, здесь эта «свободная пара», эти муж и жена в последний момент мирятся, жена «посылает на фиг» этого своего любовника-профессора… Ну и вообще, по-моему, актеры театра на Перовской создают чуть-чуть другие образы, но опять же, это не резкое отличие.
А декораций и там, и там – минимум.
   И впечатление оба спектакля оставили примерно одинаковое. С одной стороны, они оба кажутся мне неплохими, с другой стороны, оба не вызывают особого восторга и желания смотреть их еще и еще. Хотя «Секс бомб» в «сферофском» спектакле, это, конечно, круто!
   Билет стоил 300 р., независимо от места. Кстати, этот спектакль в театре на Перовской идет не в зрительном зале, а в кафе (в буфете), зрители сидят за столиками.

 17 апреля: мюзикл «Екатерина Великая» на сцене театра «Новая опера»
  Ах, какой великолепный спектакль мы в этот раз посмотрели! Это приезжал в Москву на гастроли Екатеринбургский  академический театр музыкальной комедии. Они привезли этот мюзикл на театральный фестиваль «Золотая маска». Я прочитала об этих гастролях еще в марте в журнале «Театральная афиша». Там было сказано, что «Екатерина Великая» – самый дорогой на Урале спектакль и что о нем восторженно говорят не только в России, но и в Европе, что екатеринбуржцы уже показывали его во многих городах и вот, наконец-то, покажут и на столичной сцене, а также, что на «Золотую маску» он представлен сразу в нескольких номинациях. Ну, и я решила, что непременно надо взять билеты и пойти, интуитивно почувствовала, что это должно быть что-то грандиозное и великолепное. И вот как раз, когда была в конце марта в «Новой опере» на одноактных балетах, заодно взяла билеты и на этот спектакль себе и двум своим приятельницам-коллегам.
   Кстати, хотя поставлен спектакль в Екатеринбурге, режиссер у него московский – Нина Чусова. Авторы либретто – А. Анно и М. Рощин, композитор – Сергей Дрезнин.
    Словно в цветном калейдоскопе перед зрителями проносятся картинки Екатерининской эпохи: приезд в Россию молодой принцессы Фике и ее знакомство с елизаветинским двором и будущим женихом Петром III, дворцовые перевороты, торжественная сцена коронации, пугачевский бунт, русско-турецкие войны, любовные забавы и смена фаворитов, ну и многое другое. Роль Екатерины II в спектакле играют две актрисы: одна – молодую Екатерину (принцессу Фике), другая – Екатерину-императрийцу. В некоторые моменты спектакля они встречаются вместе (в сцене коронации и в конце спектакля, когда Екатерина уже при смерти), встречаются на мосту, который соединяет прошлое и будущее, ведут между собой диалог, спорят, советуются…
   В программке написано: «Музыкальные хроники времен Империи – это не «зеркало русской истории». «Екатерина Великая» – это попытка создать современный «художественный миф» об одном из самых ярких периодов прошлого нашей страны. А потому у авторов спектакля не было цели скрупулезно следовать исторической правде. Их интересовала история души, исследование характера». А в Интернете можно найти высказывание режиссера  Н. Чусовой о спектакле:  «В основе спектакля лежит человеческая история. Личность Екатерины – настоящая загадка. Загадка, прежде всего, психологическая. Как случилось, что немецкая принцесса стала русской царицей? Отчего Россия приняла ее? И как сумела эта девочка стать той, кого мы нарекли «Великой»?».
   Но я бы отметила, что хотя авторы мюзикла и не стремились скрупулезно следовать исторической правде, в то же время каких-то явных фантазий я лично в нем не усмотрела. А для школьников этот спектакль, по-моему, был бы даже неплохой иллюстрацией к учебнику истории. Там, например, показана и любовь Петра III к игре в солдатики, и заседание Уложенной комиссии, куда Екатерина пригласила все сословия, включая государственных крестьян (сидел там, в спектакле, такой крестьянин среди особ высших сословий и не знал, как себя вести и куда себя деть: то голову почешет, то в носу поковыряет), и то, как для поездки Екатерины по Крыму были устроены «потемкинские деревни»…
   Впечатляют декорации: гигантская декорация величественного Зимнего дворца время от времени трансформируется во что-то еще (например, в храм), а иногда дополняется или заменяется чем-то типа голографических изображений, которые появляются как бы в воздухе в передней части сцены (то снегопад, то шелестящие листвой деревья, то еще что-либо). Поначалу (когда возникают) эти изображения – словно полупрозрачный занавес: они закрывают сцену, но сквозь них можно видеть очертания фигур актеров и всё остальное, что находится на сцене. А потом это изображение частично рассеивается, остается только по краям сцены, открывая вид на середину сцены. А по мере окончания соответствующей сценки вообще исчезает, открывая сцену полностью, или сменяется другим изображением такого рода.
   Голоса у актеров очень сильные и красивые, поют все хорошо.
   Музыка…  По поводу музыки я лучше процитирую прессу (выдержки из прессы опубликованы на сайтах «Новой оперы» и Екатерининского театра музкомедии):
 «О музыке Сергея Дрезнина необходимо говорить особо. Ему удалось невероятное: обеспечить синтез истории и современности. Солдатские песни переходят в рэповые номера (и это одна из лучших сцен спектакля), в народном плаче отчетливо прослеживается джазовая составляющая, партия юной Екатерины естественно передается Павлу I и раскрывается им.».
Прокомментирую последнее – насчет партии юной Екатерины, которая передается Павлу.
Когда Екатерина рожает наследника, императрица Елизавета отбирает у нее ребенка, чтоб самой воспитывать. Екатерина просит хотя бы показать ей сына, но Елизавета отказывает. Екатерину вскоре после родов оставляют в одиночестве, и вот тут-то она и поет эту партию – о том, что в Зимнем дворце вечно зима и не бывает весны, что душе холодно и одиноко, что любая крестьянка счастливее ее, будущей царицы. Это такая сильная сцена, такой крик души в этой арии! А потом, ближе к концу спектакля, повзрослевший сын Павел упрекает мать, что она к нему холодна, что не допускает до государственных дел, хотя ему уже 30 и хочется править. А Екатерина говорит, что ему еще рано, отправляет его в Гатчину… И теперь уже Павел поет:
                           В Зимнем дворце не приходит весна.
                           В Зимнем дворце и душа холодна…
   Еще одна очень сильная и пробирающая до глубины души сцена в спектакле – это сцена оплакивания умерших от чумы и погибших в войнах с Турцией.
    А заканчивается спектакль тем, что престарелая Екатерина, подводит итог своей жизни и царствованию и поет арию «Я хочу, чтоб вы запомнили меня…».
  На следующий день после нашего похода на спектакль объявляли лауреатов «Золотой маски». Мария Виненкова, играющая Екатерину в молодости, получила «Золотую маску» за лучшую женскую роль в оперетте/мюзикле. Нам тоже эта актриса очень понравилась, поэтому мы рады за нее.
    Вообще, я бы этот мюзикл с удовольствием еще раз посмотрела. Вот только привезут ли его еще раз в Москву, неизвестно. А нынешние гастроли екатеринбуржцев уже закончились (мы как раз в последний день были).
    Да, а сидели мы на хороших местах – в четвертом ряду (билеты – 750 р. – я бы сказала, недорого, учитывая 4-й ряд и высокий уровень спектакля).
     А в фойе, как и на балетах, опять то тут, то там звучала иностранная речь.


24 апреля: «Безумный день, или Женитьба Фигаро» в театре «ЛЕНКОМ»
    Знаменитая комедия Бомарше в особых комментариях не нуждается: Франция, 18-й век, слуга Фигаро ловко интригует против своего хозяина графа Альмавивы, защищая собственные интересы и интересы своей невесты. Роль Фигаро играет Дмитрий Певцов, роль графа – Александр Лазарев-младший. В оформлении спектакля использованы мелодии и арии из опер «Севильский цирюльник» и «Свадьба Фигаро», испанские танцы… Декорации во многом стилизованные, чисто символические. Но вот что меня впечатлило: в конце спектакля на сцену выезжает настоящая французская пушка 18-го века, а перед началом спектакля эта пушка стоит в фойе на всеобщем обозрении.
    Постановка, в принципе, хорошая, но не сказать, чтоб очень сильно впечатлила. В свое время я видела видеозапись аналогичного спектакля театра Сатиры (с Андреем Мироновым в главной роли), вот тот спектакль мне больше понравился. И опера, которую мы смотрели в «Геликоне», тоже больше понравилась.
   Билет у меня был в амфитеатр, стоимость – 1000 р. Кстати, билет в Ленком я в этот раз бронировала через Интернет (есть такой сайт www.tiсketland.ru, мне про него несколько месяцев назад одна коллега рассказала). И мне это обошлось (само бронирование, сервисный сбор) в 100 руб., т.е. всего я заплатила за билет 1100р. В самом Ленкоме было бы совсем без наценки, но туда надо ехать в субботу к 12 часам и стоять в очереди (именно так я год назад брала билеты на «Юнону…», однако в этом году у меня по субботам в это время уроки). А в городских театральных кассах на все билеты идет такая же наценка – 10 %, как и в  www.tiсketland.ru. И чем еще удобно бронирование на данном сайте – ты можешь сам выбирать места в зрительном зале, какие тебе понравятся, а выкупать билеты можно в любой ближайшей театральной кассе в течение 2-х дней. А можно при желании и доставку заказать (домой или в офис по Москве) за 200 р. А когда бронируешь билет непосредственно в каком-либо театре (по телефону или через сайт данного театра), то надо ехать выкупать в сам театр. В определенных случаях это, конечно, удобно - если выкупить разрешается непосредственно пред спектаклем (за полчаса или за час). Но такое возможно далеко не всегда. Я сталкивалась с тем, что некоторые театры (например, Театр на Юго-Западе, «Табакерка») требуют, чтоб человек приезжал за бронью «сегодня-завтра», даже не смотря на то, что до спектакля еще чуть ли не месяц. Вот в этих случаях, на мой взгляд, проще и удобнее пожертвовать лишней сотней рублей и забронировать билет на «Тикетлэнде», а потом выкупить в ближайшей кассе у ближайшего метро, чем ехать за билетами в сам театр (и между прочим, экономии всё равно не получится, т.к. эту же сотню ты потратишь на проезд). А еще на сайте «Тикетлэнд» можно почитать отзывы зрителей о том или ином спектакле. Однако есть спектакли, на которые купить билеты через «Тикетлэнд» и в городских театральных кассах невозможно. Например, я выяснила, что «Сфера» не отдает в эту городскую систему продажи билетов билеты на «В лесах и на горах», т.е. эти билеты можно купить только в самой «Сфере». А вот билеты на «Юнону и Авось» на «Тикетлэнде» хотя и встречаются, но очень мало и крайне редко.

 Примечание 2012 г.: недавно с сайта "Тикетлэнд" почему-то исчезли все зрительские отзывы о спектаклях. Такой рубрики там теперь почему-то нет.

2 мая: рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» в театре Моссовета
      Знаменитая рок-опера знаменитого американца Э. Вебера (автора мюзиклов «Кошки», «Призрак оперы»).
    Много была наслышана об этом спектакле, некоторые мои друзья и знакомые его очень любят, и вот наконец-то собралась сама сходить. Ходили вдвоем с коллегой, сидели в четвертом ряду партера. Обе сошлись на мнении, что после «Екатерины Великой» и «Юноны и Авось» этот спектакль не впечатляет. Второй раз мы бы вряд ли на него пошли. Хотя, может, многое зависит от состава. Там ведь у каждого персонажа – в среднем по три исполнителя.  Возможно, мы попали не на лучший состав. Например, одной из исполнительниц роли Марии Магдалины является известная актриса Екатерина Гусева, но мы попали не на нее, а на неизвестную нам Ладу Марис. А Иуду Искариота играл известный Валерий Еременко и играл хорошо, эмоционально, но вот пел не очень, половину слов было не разобрать, и вообще, как выразилась моя коллега, он не столько пел, сколько кричал. Хотя вряд ли дело только в актерском составе. Я бы сказала, что спектакль как-то в целом не очень впечатляет. Он какой-то поверхностный по содержанию, что ли. Скажем,  история казни Христа и раздумий на этот счет Понтия Пилата, его моральных мучений, рассказанная Булгаковым в «Мастере и Маргарите», и то больше впечатляет. И, видимо, не случайно постановщики мюзикла в театре им. Моссовета вставили в музыкальное действо прозаический кусок из «Мастера и Маргариты» (эпизод, где Пилат допрашивает Христа. - Я ведь данный роман и читала, и несколько раз в театре смотрела, поэтому данная сцена помнится чуть ли не наизусть и легко узнается). Да и саму библейскую историю в некотором смысле переврали в мюзикле, т.к. царь Ирод  умер (по Евангелию) еще задолго  до казни Христа, а в мюзикле Пилат, не желая брать на себя ответственность за решение, посылает Христа на суд к Ироду, и именно Ирод его осуждает на казнь.
   К тому же этот спектакль и в постановочном плане (в плане режиссуры, декораций и спецэффектов) уступает более современным мюзиклам и рок-операм, т.е. тем, которые были поставлены у нас в последние годы.
   В музыкальном плане понравились «арии» Христа.
Билеты опять бронировала через Интернет (через тот же сайт).

17 мая: повторно «В лесах и на горах» в "Сфере"
   Привела целую группу коллег. Сидели мы на этот раз не там, где я сидела при первом просмотре. Вообще, с другого места, из др. сектора смотреть любопытно: как будто даже немного по-другому тот же самый спектакль смотрится. Первый раз я сидела в первом секторе, который считается самым лучшим (именно в нем обычно сидит худрук театра Е. Еланская, она часто присутствует на спектаклях). И сидела в пятом ряду. А в этот раз у нас были билеты в третий сектор, в первые два ряда (в первый сектор не оказалось нужного количества билетов, когда покупали). Я сидела в первом ряду. Сделала для себя вывод, что танцы (по крайней мере, в этом спектакле) лучше смотреть с более высокого места (как было в первый раз). Да и вообще, то место, на котором я сидела в этот раз, было гораздо менее удобным во многих отношениях, но всё равно с другого ракурса посмотреть любопытно (когда второй раз смотришь, уже не так принципиально, чтоб всё было идеально видно). А артисты в этот раз играли почти все те же самые (в частности, жена Чапурина – Корюшкина,  Манефа – Мреженова, Настенька – Ишимцева, бес - Загорельский). Лишь вместо любимой мной Т. Филатовой была в этот раз Е. Елова. А вообще любопытно было бы еще и на другой состав посмотреть. Хотя у большинства ролей там по одному исполнителю, и только у некоторых – по два-три.

28 мая: «Моя старшая сестра» в театре «Эрмитаж»
  Первый раз попала в этот театр (и попала, в общем-то, случайно). Театр, честно говоря, ничем не впечатлил: ни внутренним убранством, красотой и уютом (всё как-то простенько и бедновато, даже мрачновато), ни спектаклем. В свое время я видела по ТВ (даже дважды, по-моему) фильм «Старшая сестра» с Татьяной Дорониной в гл. роли, и фильм мне понравился. А спектакль – как-то не очень. Кстати, актриса, играющая в нем старшую сестру, как мне показалось, пытается копировать Доронину (в манере говорить, и т.д.), но у нее это плохо получается, выходит какая-то жалкая, смешная копия. И сама героиня выглядит какой-то странной идиоткой. В фильме-то старшая сестра в исполнении Дорониной вызывала симпатию. Да и образы многих др. героев мне показались утрированными по сравнению с фильмом. В общем, мне трактовка персонажей, данная этим театром, не понравилась. Только вот разве что младшая сестра более-менее понравилась.
   Билеты в этот театр дешевые, что тоже свидетельствует о его уровне.

30 мая: «Я пришел дать вам волю» в театре «Сфера»
  Спектакль по одноименному произведению В. Шукшина – про Степана Разина. В главной роли был актер Анатолий Смиранин. (у роли С. Разина есть и еще один исполнитель – А. Пацевич, но в этот день был Смиранин, его фамилия стоит в программке на первом месте). Я давно хотела посмотреть этот спектакль (премьера была в марте 2007 г.). И вот, наконец, желание осуществилось. Спектакль мне очень понравился. Понравилась и режиссура, и игра актеров, и само содержание, и художественное оформление. Мы ходили вчетвером (с коллегами), коллегам тоже понравилось, но одна сказала, что спектакль длинноватый, устаешь к концу (продолжительность спектакля – 3 часа). В спектакле имеют место и танцы, и песни (в частности, использована песня Высоцкого «Кони привередливые», народные песни), и постановочные бои. И очень интересное и оригинальное оформление: вместо декораций – проекция с компьютера через мультимедиа-проекторы на стены, затянутые белым полотном. То показывают пейзажи, то избу, то храм, то Красную площадь (в зависимости от того, где происходит действие). Некоторые виды были безумно красивыми. И еще интересный момент: когда, ближе к концу спектакля, Разин уже был в сложном положении, близок к поражению, с потолка, падая, быстро развернулась сетка, а через несколько секунд – вторая, и Разин оказался в узком коридоре между этими сетями. Стал метаться между ними, пытался как бы разорвать их. Так вот аллегорично показали, что царские войска его уже загоняют в угол, что он обречен. Кстати, фигура самого Разина в спектакле показана неоднозначной: с одной стороны, вроде, борется за справедливость, защищает обиженных, а, с другой, - сам творит жестокости, порой стремится к победе любой ценой – неважно, с какими жертвами, ну, и т.п.

Комментариев нет:

Отправить комментарий