15 сентября: «Дядя Ваня» в театре Моссовета.
Уже больше года
всё собираюсь (и никак не соберусь) посмотреть «Дядю Ваню» в МХТ им. Чехова. За
это время в Москве вышли еще две постановки данной пьесы, одну из которых (в
театре Вахтангова) мне очень рекомендовал сведущий человек, специалист в
области театра. В итоге появился у меня «бзик» – посмотреть все три постановки
и сравнить. Тем более, что в каждой из этих постановок задействованы те или
иные интересующие меня актеры, и ставили это всё три достаточно известных
режиссера. Ну, и вот, наконец-то, я занялась осуществлением этого плана.
Правда, так сложилось, что начала я просмотр с той постановки, о которой в
Интернете самые неоднозначные отзывы. Режиссер этой постановки – Андрей
Михалков-Кончаловский. Из известных актеров в спектакле заняты Александр Филиппенко,
Александр Домогаров. Ну, лично меня в этом спектакле интересовала еще актриса
Наталия Вдовина, которая мне запомнилась и понравилась благодаря сериалу «Ваша
честь». Кстати говоря, в этом спектакле у каждой роли только один исполнитель,
нет никакого второго состава, поэтому смело можно идти смотреть на
интересующего тебя актера или актрису, не боясь, что попадешь на «дублера».
Постановка эта – в
общем-то не классическая. Как выразилась моя коллега, с которой ходили (она
учитель литературы), в спектакле имеет место «легкий стёб». Но, тем не менее,
мне понравилось. И ей, между прочим, тоже. Смотрится спектакль не скучно. И не
смотря на то, что имеет место некоторое осовременивание, ну, оно – в меру, я бы
сказала. Очень понравилась мне Сонечка в исполнении Юлии Высоцкой (эта актриса
и телеведущая, возможно, знакома многим по передаче «Едим дома». Она, кстати,
жена А. Кончаловского). А моей коллеге больше всего понравился Павел Деревянко
в роли дяди Вани. Образ, им созданный, - отнюдь не классический. Но коллега-литератор
как раз и подчеркнула, что первый раз видит такого дядю Ваню: он выглядит
шутом, но это такой шут, который заставляет плакать, - ее именно это потрясло.
Сидели мы в ложе №
2 амфитеатра, это относительно близко к сцене (примерно как середина партера),
но смотришь на сцену немного сбоку. В целом видно и слышно было нормально.
Билеты наши стоили 550 р. (это в городской театральной кассе, а если в самом театре покупали бы, то было бы на 50
р. дешевле. Ну, это несущественная разница).
27 сентября: «Пигмалион» (антреприза - на сцене театра Эстрады).
Антрепризный спектакль по пьесе Б. Шоу, поставленный в
рамках проекта «Театральный марафон». Показывали его в данном случае на сцене
театра Эстрады. Из известных актеров в спектакле заняты Юлия Рутберг, Ольга
Ломоносова.
Сюжет пьесы сводится к следующему. Есть
античный миф о скульпторе Пигмалионе, который влюбился в созданную им статую
нимфы Галатеи и своей любовью оживил ее. Взяв за основу античный миф, Шоу
придумал историю о том, как профессор фонетики Хиггинс, заключив пари со своим
приятелем, сделал из уличной цветочницы Элизы Дулиттл обаятельную и изящную
женщину, научил ее правильной речи. Автор тем самым стремился показать, что
бедную цветочницу отличает от знатной и богатой дамы лишь неправильная речь и
грубые манеры, на самом же деле Элиза выше тех дам, которые покупают у нее
цветы.
Я не поклонник антреприз, редко на них хожу,
предпочитаю больше репертуарные спектакли. Но в данном случае, поддалась, можно
сказать, всеобщему соблазну: у нас на этот спектакль многие взяли билеты (и
учителя, и ученики-старшеклассники). У одной учительницы кто-то из знакомых
имеет какое-то отношение к этой организации «Театральный марафон», и вот эта учительница распространяла в школе эти билеты.
Ходило нас в общей
сложности человек двадцать. Впечатления оказались очень разные. Кое-кому вполне
понравилось, но большинству не очень
понравилось, средние впечатления, а кое-кому практически совсем не понравилось.
Я отношусь к тем, у кого впечатления средние, что-то понравилось, а что-то нет.
Понравилось то, что в спектакле есть определенная стильность (на словах трудно
объяснить, что я имею в виду под
этим, но, думаю, любой, кто увидит этот спектакль, поймет меня и согласится,
что он стильный). Понравилась игра актеров (а они действительно играют, а не просто ходят по сцене и
разговаривают). Поразила своей пластикой Ольга Ломоносова. Но в целом спектакль как-то «не цепляет».
И не понравилось то, что местами шутки
«ниже пояса», местами немного затянуто, местами в текст Бернарда Шоу добавлена
«отсебятина». Вообще, авторы спектакля пьесу Шоу осовременили: и костюмы у
героев современные, и мебель, интерьеры на сцене – в стиле «хай-тэк», и во
фразах героев современные словечки проскальзывают, и музыка в спектакле
использована современная. Ну, само по себе это всё ни хорошо, и ни плохо. Это
на любителя. Просто некоторые не любят, когда классическую пьесу
осовременивают. Лично я – не против осовременивания, но в определенных
(разумных) пределах. В данном случае, те декорации и костюмы, которые решили использовать
авторы спектакля, как раз придают ему стильность, а вот «отсебятина» в репликах
героев отнюдь не порадовала.
Резюмируя всё
вышесказанное, напишу, что один раз этот спектакль посмотреть можно, но второй
раз – лично мне не хочется.
Билеты на балкон
стоили 800 р.
29 сентября: «Дядя Ваня» в МХТ Чехова
Вернее сказать, - постановка театра п\р О. Табакова
(«Табакерка»), а идет на сцене МХТ, но это, я бы сказала, не суть важно, т.к.
обоими театрами руководит Табаков, и играют у него зачастую одни и те же актеры
в спектаклях и того, и другого театра.
Да, здесь
постановка другого плана, нежели в т-ре Моссовета. Здесь, на мой взгляд, чисто
классическая версия чеховской пьесы. И большинство образов сыграны по-другому,
нежели в театре Моссовета. В спектакле заняты: Олег Табаков, Марина Зудина,
Дмитрий Назаров, Ирина Пегова[1]
и др. Режиссер – Миндаугас Карбаускис (я не припомню, видела ли раньше
какие-либо его работы, но само имя слышать доводилось, оно известно в
театральном мире). Пегова получила в свое время премию «Золотая маска» за роль
Сони в этом спектакле. Но Сонечка, сыгранная Ю. Высоцкой, мне понравилась
больше. Зато здесь очень понравился Д. Назаров в роли доктора Астрова. В т-ре
Моссовета эту же роль играет Домогаров, и играет он ее так же, как играет
разных современных персонажей, типа Турецкого. Его Астров – какой-то не из
того, не из чеховского времени (но это, вероятно, зависит не только от самого
актера, такова могла быть режиссерская задумка). Если сравнивать О. Табакова с
А. Филиппенко в роли старого князя Серебрякова, то Филиппенко более ярок на
сцене, он именно играет (а про Табакова
некоторые зрители пишут в И-нете, что он просто
выходит на сцену), но зато Табаков больше производит впечатление старого,
больного, дряхлого человека, каким и должен быть Серебряков, а у Филиппенко
князь получается какой-то бодренький. И, пожалуй, только один образ выглядит
практически одинаково и в том, и в другом спектакле, - это образ молодой жены
Серебрякова (здесь играла Зудина, а там Вдовина).
На этот спектакль
мы ходили вшестером. Трое моих коллег в антракте после первого действия в один
голос сказали: «Скукота!». Но у меня лично такого ощущения не было. И еще одна
коллега с мужем, как и я, были вполне довольны спектаклем. А после второго
действия и у остальных несколько изменилось мнение в лучшую сторону. Та
коллега, которая смотрела со мной аналогичную постановку в «Моссовете», на этот
раз не ходила, так что сравнивать, кроме меня, было некому. А я как раз от
этого сравнения испытывала какой-то особый кайф: безумно интересно было
наблюдать, как другие актеры произносят те же самые слова, играют ту же роль…
Тем более что с предыдущего просмотра прошло две недели всего, и очень хорошо
помнится почти каждое слово, интонация, каждый жест.
Вообще, я в студенческие
годы видела по ТВ фильм (или телеспекталь?) «Дядя Ваня», который мне понравился. Хотя я тогда,
наверное, не поняла всего содержания и смысла в полном объеме, но меня в ту
пору заинтересовали имеющие место в сюжете «любовные треугольники», несчастная
любовь... А потом я взялась читать пьесу. Так вот, читать было как раз скучно.
Ну, а теперь вот решила посмотреть спектакли. И из двух просмотренных мне оба
понравились, каждый по-своему. Кстати, восприятие, теперь более глубокое, тем
более, что я еще и литературоведческую статью прочитала в И-нете об этой пьесе
Чехова.
Сидели мы в МХТ в бель-этаже, видно было
нормально, места неплохие, стоимость – 825 р. (это с 10-процентной наценкой
городской театральной кассы).
13 октября: «Дядя Ваня» в
театре Вахтангова.
Ну вот, наконец-то я
посмотрела и третью версию этой пьесы. В главной роли – дяди Вани – в этом
театре занят Сергей Маковецкий. И образ дяди Вани, созданный Маковецким, мне
понравился больше всех! Я имею в виду – по сравнению с теми, которые я видела в
т-ре Моссовета и в МХТ. А вот доктор Астров, сыгранный В. Вдовиченковым, не
понравился. Какой-то он грубый получился, этот Астров.
Вообще, версия данной пьесы, представленная
театром Вахтангова, довольно интересная и своеобразная. И явно чувствуется
режиссерский «почерк» Римаса Туминаса, видны его «фирменные» «фишки». В
частности, он придает большое значение пластике, пантомиме (вплоть до того, что
некоторые фрагменты текста пьесы могут заменяться пантомимой). Я уже видела
поставленное Туминасом «Горе от ума» в «Современнике», так что эти его «фишки»
мне знакомы.
В целом спектакль понравился. И не смотря на
то, что я в течение короткого времени уже в третий раз смотрю одну и ту же
пьесу (правда, в разном исполнении), смотреть было совершенно не скучно. Три
версии трех разных театров настолько отличаются друг от друга, что каждый раз
смотришь с неослабевающим интересом.
Особо хочется отметить музыкальное оформление
спектакля: музыка в спектакле просто потрясающая (композитор - Фаустас
Латенас).
Билет в третий ряд бельэтажа
стоил 600 р.
Подводя итог после просмотра
трех вариантов «Дяди Вани», хочется сделать вывод, что все три версии хороши и
интересны каждая по-своему, и лично я затрудняюсь однозначно сказать, какой из
трех спектаклей мне понравился больше. А друзьям и знакомым, желающим
посмотреть пьесу, я бы посоветовала так: если кто предпочитает классические
постановки классических пьес и не приемлет какого-либо осовременивания,
нестандартных подходов к классике, то в этом случае надо идти на «Дядю Ваню» в
МХТ им. Чехова; а если кому-то, наоборот, классические постановки кажутся
скучными, если человек предпочитает, чтобы всё было поставлено как-нибудь
оригинально, по-современному, то тогда надо идти или в Моссовета, или в
Вахтангова. А если кому-то нравятся постановки самого разного плана, и
классические, и неклассические, если кто-то вообще является театральным
«гурманом», то в этом случае есть смысл сходить ну если не на все три, то хотя
бы на два варианта (и в качестве одного из вариантов я бы рекомендовала непременно
выбрать вахтанговский, ну а уж второй вариант – любой из двух остальных, на
усмотрение самого человека).
28 октября: «Колокола»
(повторно) в Театре «Сфера».
Это я трех своих коллег
водила посмотреть. Всем понравилось. Одна потом очень интересовалась, чья это
пьеса и какие у этого автора еще пьесы есть. А я в этот раз купила два букета и
подарила обоим – и Кате Ишимцевой, и Паше Гребенникову.
13 ноября: опера «Кармен»
в театре «Геликон-опера»
В этом театре я второй раз. Первый раз ходили
с одной приятельницей-коллегой, теперь – с другой.
Знаменитую оперу Ж. Бизе здесь поставили как
современную криминальную драму. Как написано в программке, «это версия того,
как всё могло бы быть в наше время». Когда шли на спектакль, мы этого не знали.
Поэтому в начале спектакля были немного шокированы (там начинается всё с того,
что проститутки стоят «на панели», и их выбирают подошедшие мужчины). Но потом
– ничего, нормально смотрелось. Осовременено, конечно, но, в принципе, вполне
приемлемый вариант, не отталкивающий. Главное, поют актеры хорошо, а оркестр
играет вообще изумительно. Мы не пожалели, что сходили. Хотя опера с куклами
«Кармен, моя Кармен» в театре Образцова, которую мы с этой приятельницей видели
год назад, произвела более яркое впечатление.
Да, надо еще отметить, что в «Геликоне»
«Кармен» пели на французском языке, при этом были русские субтитры в
электронной бегущей строке над сценой. Судя по всему, в «Геликоне» все оперы
идут на языке оригинала (в прошлое мое посещение тоже не на русском пели).
Сидели в 5-м ряду, в середине
ряда; билеты наши стоили 900 р. (зал там камерный, в нем только партер, никаких
амфитеатров и балконов).
19 декабря: «Старомодная
комедия» в филиале театра им. Маяковского.
Пьеса Алексея Арбузова. Спектакль о случайной
встрече двух немолодых людей в прибалтийском санатории. Он – главврач
санатория, она – отдыхающая. Поначалу между ними возникает непонимание и
отторжение, а потом, постепенно начинают зарождаться взаимные чувства. Главные
(и, собственно, единственные) роли играют Евгения Симонова и Игорь Охлупин.
Симонова мне понравилась, а Охлупин – нет. Вернее, не то что не понравился, но
они в дуэте с Симоновой не очень гармонируют, по-моему. Симонова довольно
моложаво выглядит, а Охлупин производит впечатление более старого и
дряхловатого (в плане движений и походки) человека. Трудно поверить, что
героиня могла в такого влюбиться.
Декорационное решение весьма простое и в то
же время весьма оригинальное: пляжные деревянные лежаки. Они поставлены в ряд в одном краю сцены и в
другом. Ну и еще столик и стулья в некоторых сценах присутствуют на сцене.
Ходила я на спектакль с двумя
приятельницами-коллегами. Потом, в процессе обсуждения, выяснилось, что обе они
видели по ТВ фильм одноименный, на этот же сюжет. Мне захотелось его найти и
тоже посмотреть, сравнить со спектаклем. Полезла я в Интернет и… нашла там
целых два фильма «Старомодная комедия». Вернее, так: художественный фильм с
Алисой Френдлих и Игорем Владимировым и фильм – спектакль с Лидией Сухаревской
и Борисом Тениным. Коллеги мои, как потом выяснилось, видели второй вариант
(фильм-спектакль). А я посмотрела оба. Должна сказать, что мне безумно
понравился фильм с Алисой Френдлих. Алиса Бруновна очень органична в этой роли,
и с Владимировым у них хороший дуэт, нет никакой дисгармонии. И в этом фильме
есть пара очень пронзительных и трогательных моментов, эпизодов, которых в
спектакле театра Маяковского либо нет, либо они по-другому сыграны (точнее:
один отсутствует, а другой как бы более коротко сыгран). Ну, убрать эпизод,
видимо, пришлось, с одной стороны, из-за того, что действие спектакля перенесли
из 50-х – 60-х годов (как должно быть в пьесе Арбузова) в современность, а с
др. стороны, - потому что на сцене театра, наверное, трудно изобразить кладбище
(декорационно), а в кино это реально. А вообще, и сам эпизод, и то, как это
сыграла Френдлих, впечатляет. А еще музыка в этом фильме замечательная
(композитор – Микаэль Таривердиев).
В филиале театра Маяковского
мы сидели в 4-м ряду, наши билеты стоили 1000 р.
25 декабря: «Человек из
СССР» в «Сфере» (повторно, на этот раз с учениками и коллегами)
Коллега взяла билеты на этот спектакль, для своего 9-го класса, а я ей сказала, что для 9-классников спектакль сложноват, они не всё поймут, и вообще, вряд ли он им понравится. В итоге она из своего класса взяла человек 10, а остальные билеты решила пристроить учителям. Ну, я пользуясь случаем, тоже пошла с этой компанией. Хотя в первый раз спектакль мне не очень понравился, но вот одна моя знакомая говорит, что у нее "Человек из СССР" - самый любимый "сферовский" спектакль на данный момент. Подумалось: может, я чего-то не поняла и недооценила с первого раза, и стоит посмотреть еще. К тому же я смотрела не с тем составом, который хотелось бы увидеть. Так может, во второй раз повезет.
Однако состав был опять тот же. И впечатления примерно те же. Но вот большинству моих коллег, в отличие от меня, спектакль понравился. Взрослых, кроме меня, было шесть человек: учителя плюс одна родительница. Почти все они остались довольны спектаклем, и только одна из коллег оказалась солидарна со мной во мнении, а точнее, ей спектакль показался даже еще более скучным, чем мне, и слишком философским, непонятным... Ну, а что касается учеников, то, конечно же, поняли не все и не всё, и впечатления у всех разные.
31 декабря: шоу-программа
«Ах, карнавал!» в театре национального искусства п/р В. Назарова.
Уже была год назад на новогодней программе в
этом театре и писала о ней. Поскольку та программа вызвала у меня восторг, я
решила повторить удовольствие.
В этом году тоже было здорово. Но если в
прошлом году в первой части был небольшой спектакль, а во второй – концерт, то
теперь обе части представляли из себя концертную программу. Большинство номеров
было новых, но некоторые номера были повторены из прошлой программы (и, в
частности, танго в исполнении Андрея Глущенко и Вероники Шабашовой, которое мне
так понравилось год назад).
В общем, программа мне снова понравилась.
Правда, такого ощущения восторга, как в прошлый раз, всё же нет. Видимо, это
потому, что год назад программа превзошла мои ожидания (т.е. я ожидала
меньшего, а получила большее), а теперь всё было для меня в рамках ожидаемого
(что ожидала, то и получила)
Билет в 9-й ряд – 1500 р.
[1] Ирина Пегова мне знакома, прежде всего, по
фильму «Прогулка», а Дмитрий Назаров – по многим фильмам и сериалам («Закон» , «Вызов»
и др.), а еще он одно время вел телепередачу «Кулинарный поединок» и одной из
моих коллег оказался знаком именно по этой передаче.
Комментариев нет:
Отправить комментарий