суббота, 17 марта 2012 г.

Театральные впечатления осени и декабря 2010 г.

15 сентября: «Дядя Ваня» в театре Моссовета.
  Уже больше года всё собираюсь (и никак не соберусь) посмотреть «Дядю Ваню» в МХТ им. Чехова. За это время в Москве вышли еще две постановки данной пьесы, одну из которых (в театре Вахтангова) мне очень рекомендовал сведущий человек, специалист в области театра. В итоге появился у меня «бзик» – посмотреть все три постановки и сравнить. Тем более, что в каждой из этих постановок задействованы те или иные интересующие меня актеры, и ставили это всё три достаточно известных режиссера. Ну, и вот, наконец-то, я занялась осуществлением этого плана. Правда, так сложилось, что начала я просмотр с той постановки, о которой в Интернете самые неоднозначные отзывы. Режиссер этой постановки – Андрей Михалков-Кончаловский. Из известных актеров в спектакле заняты Александр Филиппенко, Александр Домогаров. Ну, лично меня в этом спектакле интересовала еще актриса Наталия Вдовина, которая мне запомнилась и понравилась благодаря сериалу «Ваша честь». Кстати говоря, в этом спектакле у каждой роли только один исполнитель, нет никакого второго состава, поэтому смело можно идти смотреть на интересующего тебя актера или актрису, не боясь, что попадешь на «дублера».
  Постановка эта – в общем-то не классическая. Как выразилась моя коллега, с которой ходили (она учитель литературы), в спектакле имеет место «легкий стёб». Но, тем не менее, мне понравилось. И ей, между прочим, тоже. Смотрится спектакль не скучно. И не смотря на то, что имеет место некоторое осовременивание, ну, оно – в меру, я бы сказала. Очень понравилась мне Сонечка в исполнении Юлии Высоцкой (эта актриса и телеведущая, возможно, знакома многим по передаче «Едим дома». Она, кстати, жена А. Кончаловского). А моей коллеге больше всего понравился Павел Деревянко в роли дяди Вани. Образ, им созданный, - отнюдь не классический. Но коллега-литератор как раз и подчеркнула, что первый раз видит такого дядю Ваню: он выглядит шутом, но это такой шут, который заставляет плакать, - ее именно это потрясло.
  Сидели мы в ложе № 2 амфитеатра, это относительно близко к сцене (примерно как середина партера), но смотришь на сцену немного сбоку. В целом видно и слышно было нормально. Билеты наши стоили 550 р. (это в городской театральной кассе, а если  в самом театре покупали бы, то было бы на 50 р. дешевле. Ну, это несущественная разница).
  
27 сентября: «Пигмалион» (антреприза - на сцене театра Эстрады).
Антрепризный спектакль по пьесе Б. Шоу, поставленный в рамках проекта «Театральный марафон». Показывали его в данном случае на сцене театра Эстрады. Из известных актеров в спектакле заняты Юлия Рутберг, Ольга Ломоносова.
  Сюжет пьесы сводится к следующему. Есть античный миф о скульпторе Пигмалионе, который влюбился в созданную им статую нимфы Галатеи и своей любовью оживил ее. Взяв за основу античный миф, Шоу придумал историю о том, как профессор фонетики Хиггинс, заключив пари со своим приятелем, сделал из уличной цветочницы Элизы Дулиттл обаятельную и изящную женщину, научил ее правильной речи. Автор тем самым стремился показать, что бедную цветочницу отличает от знатной и богатой дамы лишь неправильная речь и грубые манеры, на самом же деле Элиза выше тех дам, которые покупают у нее цветы.
  Я  не поклонник антреприз, редко на них хожу, предпочитаю больше репертуарные спектакли. Но в данном случае, поддалась, можно сказать, всеобщему соблазну: у нас на этот спектакль многие взяли билеты (и учителя, и ученики-старшеклассники). У одной учительницы кто-то из знакомых имеет какое-то отношение к этой организации «Театральный марафон», и вот эта учительница распространяла в школе эти билеты.
  Ходило нас в общей сложности человек двадцать. Впечатления оказались очень разные. Кое-кому вполне понравилось, но большинству  не очень понравилось, средние впечатления, а кое-кому практически совсем не понравилось. Я отношусь к тем, у кого впечатления средние, что-то понравилось, а что-то нет. Понравилось то, что в спектакле есть определенная стильность (на словах трудно объяснить, что я имею в виду под этим, но, думаю, любой, кто увидит этот спектакль, поймет меня и согласится, что он стильный). Понравилась игра актеров (а они действительно играют, а не просто ходят по сцене и разговаривают). Поразила своей пластикой Ольга Ломоносова.  Но в целом спектакль как-то «не цепляет». И  не понравилось то, что местами шутки «ниже пояса», местами немного затянуто, местами в текст Бернарда Шоу добавлена «отсебятина». Вообще, авторы спектакля пьесу Шоу осовременили: и костюмы у героев современные, и мебель, интерьеры на сцене – в стиле «хай-тэк», и во фразах героев современные словечки проскальзывают, и музыка в спектакле использована современная. Ну, само по себе это всё ни хорошо, и ни плохо. Это на любителя. Просто некоторые не любят, когда классическую пьесу осовременивают. Лично я – не против осовременивания, но в определенных (разумных) пределах. В данном случае, те декорации и костюмы, которые решили использовать авторы спектакля, как раз придают ему стильность, а вот «отсебятина» в репликах героев отнюдь не порадовала.
  Резюмируя всё вышесказанное, напишу, что один раз этот спектакль посмотреть можно, но второй раз – лично мне не хочется.
  Билеты на балкон стоили 800 р.

29 сентября: «Дядя Ваня» в МХТ Чехова
Вернее сказать, - постановка театра п\р О. Табакова («Табакерка»), а идет на сцене МХТ, но это, я бы сказала, не суть важно, т.к. обоими театрами руководит Табаков, и играют у него зачастую одни и те же актеры в спектаклях и того, и другого театра.
  Да, здесь постановка другого плана, нежели в т-ре Моссовета. Здесь, на мой взгляд, чисто классическая версия чеховской пьесы. И большинство образов сыграны по-другому, нежели в театре Моссовета. В спектакле заняты: Олег Табаков, Марина Зудина, Дмитрий Назаров, Ирина Пегова[1] и др. Режиссер – Миндаугас Карбаускис (я не припомню, видела ли раньше какие-либо его работы, но само имя слышать доводилось, оно известно в театральном мире). Пегова получила в свое время премию «Золотая маска» за роль Сони в этом спектакле. Но Сонечка, сыгранная Ю. Высоцкой, мне понравилась больше. Зато здесь очень понравился Д. Назаров в роли доктора Астрова. В т-ре Моссовета эту же роль играет Домогаров, и играет он ее так же, как играет разных современных персонажей, типа Турецкого. Его Астров – какой-то не из того, не из чеховского времени (но это, вероятно, зависит не только от самого актера, такова могла быть режиссерская задумка). Если сравнивать О. Табакова с А. Филиппенко в роли старого князя Серебрякова, то Филиппенко более ярок на сцене, он именно играет (а про Табакова некоторые зрители пишут в И-нете, что он просто выходит на сцену), но зато Табаков больше производит впечатление старого, больного, дряхлого человека, каким и должен быть Серебряков, а у Филиппенко князь получается какой-то бодренький. И, пожалуй, только один образ выглядит практически одинаково и в том, и в другом спектакле, - это образ молодой жены Серебрякова (здесь играла Зудина, а там Вдовина).
   На этот спектакль мы ходили вшестером. Трое моих коллег в антракте после первого действия в один голос сказали: «Скукота!». Но у меня лично такого ощущения не было. И еще одна коллега с мужем, как и я, были вполне довольны спектаклем. А после второго действия и у остальных несколько изменилось мнение в лучшую сторону. Та коллега, которая смотрела со мной аналогичную постановку в «Моссовете», на этот раз не ходила, так что сравнивать, кроме меня, было некому. А я как раз от этого сравнения испытывала какой-то особый кайф: безумно интересно было наблюдать, как другие актеры произносят те же самые слова, играют ту же роль… Тем более что с предыдущего просмотра прошло две недели всего, и очень хорошо помнится почти каждое слово, интонация, каждый жест.
  Вообще, я в студенческие годы видела по ТВ фильм (или телеспекталь?) «Дядя Ваня», который мне понравился. Хотя я тогда, наверное, не поняла всего содержания и смысла в полном объеме, но меня в ту пору заинтересовали имеющие место в сюжете «любовные треугольники», несчастная любовь... А потом я взялась читать пьесу. Так вот, читать было как раз скучно. Ну, а теперь вот решила посмотреть спектакли. И из двух просмотренных мне оба понравились, каждый по-своему. Кстати, восприятие, теперь более глубокое, тем более, что я еще и литературоведческую статью прочитала в И-нете об этой пьесе Чехова.
     Сидели мы в МХТ в бель-этаже, видно было нормально, места неплохие, стоимость – 825 р. (это с 10-процентной наценкой городской театральной кассы).

13 октября: «Дядя Ваня» в театре Вахтангова.
Ну вот, наконец-то я посмотрела и третью версию этой пьесы. В главной роли – дяди Вани – в этом театре занят Сергей Маковецкий. И образ дяди Вани, созданный Маковецким, мне понравился больше всех! Я имею в виду – по сравнению с теми, которые я видела в т-ре Моссовета и в МХТ. А вот доктор Астров, сыгранный В. Вдовиченковым, не понравился. Какой-то он грубый получился, этот Астров.
  Вообще, версия данной пьесы, представленная театром Вахтангова, довольно интересная и своеобразная. И явно чувствуется режиссерский «почерк» Римаса Туминаса, видны его «фирменные» «фишки». В частности, он придает большое значение пластике, пантомиме (вплоть до того, что некоторые фрагменты текста пьесы могут заменяться пантомимой). Я уже видела поставленное Туминасом «Горе от ума» в «Современнике», так что эти его «фишки» мне знакомы.
  В целом спектакль понравился. И не смотря на то, что я в течение короткого времени уже в третий раз смотрю одну и ту же пьесу (правда, в разном исполнении), смотреть было совершенно не скучно. Три версии трех разных театров настолько отличаются друг от друга, что каждый раз смотришь с неослабевающим интересом.
  Особо хочется отметить музыкальное оформление спектакля: музыка в спектакле просто потрясающая (композитор - Фаустас Латенас).
Билет в третий ряд бельэтажа стоил 600 р.

Подводя итог после просмотра трех вариантов «Дяди Вани», хочется сделать вывод, что все три версии хороши и интересны каждая по-своему, и лично я затрудняюсь однозначно сказать, какой из трех спектаклей мне понравился больше. А друзьям и знакомым, желающим посмотреть пьесу, я бы посоветовала так: если кто предпочитает классические постановки классических пьес и не приемлет какого-либо осовременивания, нестандартных подходов к классике, то в этом случае надо идти на «Дядю Ваню» в МХТ им. Чехова; а если кому-то, наоборот, классические постановки кажутся скучными, если человек предпочитает, чтобы всё было поставлено как-нибудь оригинально, по-современному, то тогда надо идти или в Моссовета, или в Вахтангова. А если кому-то нравятся постановки самого разного плана, и классические, и неклассические, если кто-то вообще является театральным «гурманом», то в этом случае есть смысл сходить ну если не на все три, то хотя бы на два варианта (и в качестве одного из вариантов я бы рекомендовала непременно выбрать вахтанговский, ну а уж второй вариант – любой из двух остальных, на усмотрение самого человека).
 
28 октября: «Колокола» (повторно) в Театре «Сфера».
Это я трех своих коллег водила посмотреть. Всем понравилось. Одна потом очень интересовалась, чья это пьеса и какие у этого автора еще пьесы есть. А я в этот раз купила два букета и подарила обоим – и Кате Ишимцевой, и Паше Гребенникову.

13 ноября: опера «Кармен» в театре «Геликон-опера»
  В этом театре я второй раз. Первый раз ходили с одной приятельницей-коллегой, теперь – с другой.
  Знаменитую оперу Ж. Бизе здесь поставили как современную криминальную драму. Как написано в программке, «это версия того, как всё могло бы быть в наше время». Когда шли на спектакль, мы этого не знали. Поэтому в начале спектакля были немного шокированы (там начинается всё с того, что проститутки стоят «на панели», и их выбирают подошедшие мужчины). Но потом – ничего, нормально смотрелось. Осовременено, конечно, но, в принципе, вполне приемлемый вариант, не отталкивающий. Главное, поют актеры хорошо, а оркестр играет вообще изумительно. Мы не пожалели, что сходили. Хотя опера с куклами «Кармен, моя Кармен» в театре Образцова, которую мы с этой приятельницей видели год назад, произвела более яркое впечатление.
  Да, надо еще отметить, что в «Геликоне» «Кармен» пели на французском языке, при этом были русские субтитры в электронной бегущей строке над сценой. Судя по всему, в «Геликоне» все оперы идут на языке оригинала (в прошлое мое посещение тоже не на русском пели).
Сидели в 5-м ряду, в середине ряда; билеты наши стоили 900 р. (зал там камерный, в нем только партер, никаких амфитеатров и балконов).
 
19 декабря: «Старомодная комедия» в филиале театра им. Маяковского.
  Пьеса Алексея Арбузова. Спектакль о случайной встрече двух немолодых людей в прибалтийском санатории. Он – главврач санатория, она – отдыхающая. Поначалу между ними возникает непонимание и отторжение, а потом, постепенно начинают зарождаться взаимные чувства. Главные (и, собственно, единственные) роли играют Евгения Симонова и Игорь Охлупин. Симонова мне понравилась, а Охлупин – нет. Вернее, не то что не понравился, но они в дуэте с Симоновой не очень гармонируют, по-моему. Симонова довольно моложаво выглядит, а Охлупин производит впечатление более старого и дряхловатого (в плане движений и походки) человека. Трудно поверить, что героиня могла в такого влюбиться.
   Декорационное решение весьма простое и в то же время весьма оригинальное: пляжные деревянные лежаки.  Они поставлены в ряд в одном краю сцены и в другом. Ну и еще столик и стулья в некоторых сценах присутствуют на сцене.
   Ходила я на спектакль с двумя приятельницами-коллегами. Потом, в процессе обсуждения, выяснилось, что обе они видели по ТВ фильм одноименный, на этот же сюжет. Мне захотелось его найти и тоже посмотреть, сравнить со спектаклем. Полезла я в Интернет и… нашла там целых два фильма «Старомодная комедия». Вернее, так: художественный фильм с Алисой Френдлих и Игорем Владимировым и фильм – спектакль с Лидией Сухаревской и Борисом Тениным. Коллеги мои, как потом выяснилось, видели второй вариант (фильм-спектакль). А я посмотрела оба. Должна сказать, что мне безумно понравился фильм с Алисой Френдлих. Алиса Бруновна очень органична в этой роли, и с Владимировым у них хороший дуэт, нет никакой дисгармонии. И в этом фильме есть пара очень пронзительных и трогательных моментов, эпизодов, которых в спектакле театра Маяковского либо нет, либо они по-другому сыграны (точнее: один отсутствует, а другой как бы более коротко сыгран). Ну, убрать эпизод, видимо, пришлось, с одной стороны, из-за того, что действие спектакля перенесли из 50-х – 60-х годов (как должно быть в пьесе Арбузова) в современность, а с др. стороны, - потому что на сцене театра, наверное, трудно изобразить кладбище (декорационно), а в кино это реально. А вообще, и сам эпизод, и то, как это сыграла Френдлих, впечатляет. А еще музыка в этом фильме замечательная (композитор – Микаэль Таривердиев).
В филиале театра Маяковского мы сидели в 4-м ряду, наши билеты стоили 1000 р.

25 декабря: «Человек из СССР» в «Сфере» (повторно, на этот раз с учениками и коллегами)
Коллега взяла билеты на этот спектакль, для своего 9-го класса, а я ей сказала, что для 9-классников спектакль сложноват, они не всё поймут, и вообще, вряд ли он им понравится. В итоге она из своего класса взяла человек 10, а остальные билеты решила пристроить учителям. Ну, я пользуясь случаем, тоже пошла с этой компанией. Хотя в первый раз спектакль мне не очень понравился, но вот одна моя знакомая говорит, что у нее "Человек из СССР" - самый любимый "сферовский" спектакль на данный момент. Подумалось: может, я чего-то не поняла и недооценила с первого раза, и стоит посмотреть еще. К тому же я смотрела не с тем составом, который хотелось бы увидеть. Так может, во второй раз повезет.
  Однако состав был опять тот же. И впечатления примерно те же. Но вот большинству моих коллег, в отличие от меня, спектакль понравился. Взрослых, кроме меня, было шесть человек: учителя плюс одна родительница. Почти все они остались довольны спектаклем, и только одна из коллег оказалась солидарна со мной во мнении, а точнее, ей спектакль показался даже еще более скучным, чем мне, и слишком философским, непонятным... Ну, а что касается учеников, то, конечно же, поняли не все и не всё, и впечатления у всех разные.

31 декабря: шоу-программа «Ах, карнавал!» в театре национального искусства п/р В. Назарова.
  Уже была год назад на новогодней программе в этом театре и писала о ней. Поскольку та программа вызвала у меня восторг, я решила повторить удовольствие.
  В этом году тоже было здорово. Но если в прошлом году в первой части был небольшой спектакль, а во второй – концерт, то теперь обе части представляли из себя концертную программу. Большинство номеров было новых, но некоторые номера были повторены из прошлой программы (и, в частности, танго в исполнении Андрея Глущенко и Вероники Шабашовой, которое мне так понравилось год назад).
   В общем, программа мне снова понравилась. Правда, такого ощущения восторга, как в прошлый раз, всё же нет. Видимо, это потому, что год назад программа превзошла мои ожидания (т.е. я ожидала меньшего, а получила большее), а теперь всё было для меня в рамках ожидаемого (что ожидала, то и получила)
Билет в 9-й ряд – 1500 р.


[1]  Ирина Пегова мне знакома, прежде всего, по фильму «Прогулка», а Дмитрий Назаров – по многим фильмам и сериалам («Закон» , «Вызов» и др.), а еще он одно время вел телепередачу «Кулинарный поединок» и одной из моих коллег оказался знаком именно по этой передаче.

Комментариев нет:

Отправить комментарий