пятница, 9 марта 2012 г.

Театральный дневник. Январь - апрель 2010 г.

Театральные впечатления начала 2010 г.
 
 5 января 2010 г.: «Кармен! моя Кармен!» в театре кукол С.В. Образцова.
Спектакль-опера по произведению Проспера Мериме и по мотивам оперы Ж. Бизе. В спектакле играют и люди, и куклы (но людей больше, чем кукол). Все мужские роли исполняются артистами, а женские: пара ролей - артистками, а большинство, в том числе Кармен – куклами. Постановка спектакля и эскизы кукол осуществлены Андреем Денниковым, он же исполнял две главные роли – Черного тореадора и Кармен (в смысле – манипулировал соответствующей куклой, говорил и пел за Кармен, у него достаточно высокий голос для этого). Я   видела раньше в этом театре другие спектакли с участием Денникова и им поставленные («Молодые годы короля Людовика 14-го», «Волшебная флейта»), а еще он однажды у нас в школе (где работаю) выступал: читал стихи Есенина и пел песни на есенинские стихи (у него и в театре есть спектакль по биографии и творчеству Есенина). Денников в последние годы – по сути, «прима» данного театра, он и играет, и режиссирует, и вообще всесторонне талантлив. Не смотря на свои молодые годы (ему около тридцати), он уже Заслуженный артист РФ.
   Что касается впечатлений от спектакля, то надо сказать: здорово, нам очень понравилось (ходили с приятельницей-коллегой)! Кстати, Денников предстал во всем блеске его многогранного таланта: замечательно пел и танцевал, виртуозно  управлял куклой… Опять же режиссура его.
   Программка спектакля оформлена в виде веера, т.е. это такой полукруглый лист бумаги, на одной стороне которого действительно нарисован веер (во весь листок), а на другой – программка.
   Спектакль длинный – 3 ч.15 мин., но начинался в 18 ч., так что закончился не поздно, да и вообще время пролетело незаметно, т.к. смотреть абсолютно не скучно.
   P.S. (Февраль 2011). На днях этот спектакль посмотрела еще одна моя коллега вместе со своими взрослыми детьми и тоже очень восторженно о нем отзывалась.
P.S. 2 (март 2012 г.) Буквально на днях узнала, что Андрей Денников минувшим летом пострадал в ДТП, а потом еще перенес инсульт, поэтому в театре сейчас не играет, и вообще все поставленные им и с его участием спектакли сняты с репертуара. Жаль...

18 февраля: «Мастер и Маргарита» на сцене Детского театра эстрады.
Спектакль-мюзикл. Постановка Продюсерского центра «Звездная пристань».
  Впечатления… С одной стороны, неплохо. Артисты поют и танцуют вполне хорошо. Зал в театре небольшой (я первый раз попала в Детский театр эстрады), и ряды в нем поднимаются  амфитеатром, так что с любого места хорошо видно и слышно. Правда, буфет почему-то не работал, но это не главное. Вернусь к спектаклю. Тому, кто не читал «Мастера и Маргариту», спектакль может показаться вполне хорошим (сужу, в частности, по одной своей коллеге, которая со мной ходила и которая роман до этого не читала и даже кино не смотрела). А вот тот, кто читал и любит этот роман, скорее всего, будет не до конца удовлетворен спектаклем. Почему? Там из булгаковского романа взята фактически только история Мастера и Маргариты, их любви, а всё остальное отброшено или, по крайней мере, сильно сокращено, ну, в общем, роман глубже и философичнее, чем данный мюзикл. В мюзикле нет не только Лиходеева, Варенухи  и мн. др., но даже нет Бездомного с Берлиозом. И еще. Свита Воланда в этом мюзикле только обозначена, большой роли ей здесь не отведено. Свита выходит на сцену и что-то делает (танцует и т.п.) практически каждый раз толпой, всем скопом, ни у кого из свиты нет сольной арии, не обозначена личность каждого (характер и прочие особенности), члены свиты представляют на сцене некую общую массу.
  И, кстати, говоря, многие костюмы в спектакле – стилизованные и осовремененные, или, лучше даже сказать, условные. Например, Мастер был просто в джинсах и в белой рубашке. И, между прочим, этот же актер в этом же костюме играл еще и Христа. Ну, конечно, не всё до такой степени условно было, у некоторых персонажей были костюмы более-менее соответствующие, но в целом, я бы сказала, создатели спектакля не гнались за историческим соответствием в плане костюмов.
   Не смотря на критику, приведенную выше, скажу, что в принципе посмотреть мюзикл можно. У меня не возникло сожаления, что я зря потратила деньги и время. Хотя большого удовольствия я тоже не получила. Со мной ходили три коллеги, никто из них тоже не жалеет, что сходил. Одной - так вообще очень понравилось (о чем я уже упомянула выше). Роман она, как сама утверждает, пару раз начинала читать и не смогла дочитать до конца. И фильм с Анной Ковальчук тоже начала смотреть и бросила. Причина одна и та же: слишком много «фантасмагории», разных нереальных событий, нереальных персонажей. Ей это не нравится (типа, «напридумывал Булгаков чёрти чего, чушь всякую!»). А в мюзикле же многое убрали из сюжета, упростили его, и для нее он стал, видимо, более понятен и привлекателен.
   Вообще, мне показалось, что мюзикл этот рассчитан, прежде всего, на молодежь, причем не слишком «продвинутую», не читающую практически ничего.

23 февраля: «Пел соловей, сирень цвела» в Новом драматическом театре.
   В аннотации к спектаклю в ж-ле «Театральная афиша» написано:
«Современная притча о любви и смерти. Пел соловей… молодые учились, мечтали, строили планы. В России, Германии, Франции, Италии… но война свела все их мечты и надежды в одну точку – точку первого и последнего в их жизни боя». Меня такая аннотация заинтересовала. Меня интересует военная тема, а тут еще название такое романтичное. В Новом драматическом театре я никогда не была. Так что уровень не знала. Ну, даже интересно познакомиться с новым  театром.
   Но спектакль мне не понравился. Как-то тяжеловато смотрится. Очень философский. И не сразу понимаешь, где происходит действие и что вообще происходит. Потом начинаешь догадываться, что это, типа, на Том Свете. Но в итоге всё оказывается еще сложнее. Под конец герои сами рассуждают и делают выводы: что это было, где они… Но я это лучше опишу словами из др. аннотации, которую я прочла уже после спектакля (на сайте «Тикетлэнд» аннотация дана более подробно, чем в вышеуказанном журнале; начало такое же, но есть и продолжение): «Один выстрел перенес их из цветущей и поющей такие любимые песни жизни в незнакомое пространство остановившегося времени. Коридор из прошлого в светлое будущее или из жизни с ее ароматом сирени в бело-белое безграничье смерти. Невероятное и удивительное путешествие по лабиринтам памяти…»
  Кстати, дополнительный неприятный момент: добираться до театра оказалось не очень удобно - от метро «ВДНХ» надо еще на маршрутке ехать.
  Разве что один плюс: билеты в этот театр дешевые (200 - 300 р.).

26 февраля: «Бесприданница» в муз театре п/р Г. Чихачева.
Я уже видела этот спектакль  И мне очень хотелось, чтобы его посмотрели мои коллеги и ученики. Ну, я и организовала этот «культпоход»: ходили группой в 35 человек (старшеклассники и учителя примерно пополам). Всем спектакль понравился. И меня впечатлило не меньше, чем в первый раз. Обратила внимание, что в этом спектакле, в отличие от фильма «Жестокий романс», Паратов не такой бездушный («поматросил и бросил»), здесь он глубоко переживает, что уже помолвлен и не может жениться на Ларисе, хотя любит ее. И мне в этом спектакле жалко не только Ларису, но и  Паратова (его играет здесь Владлен Михалков).
    И еще после этого музыкального спектакля у меня в голове долго крутились красивые арии из него:
…А над Волгою тишина.
И такая в ней глубина!
Колокольный звон
Тишиной рожден,
В нем надежда, и вера, и стон…
(это хор периодически поет)
А вот Лариса поет:
Умчи меня на тройке на закате,
И на рассвете только прикати.
Большой любовью за страданья платят,
Молю: мои страданья прекрати!
Это самая красивая и трогательная «ария» в мюзикле.
К сожалению, я здесь могу привести только слова, а красоту мелодии на письме не передашь. Но при желании можно посмотреть и послушать фрагменты спектакля в Интернете, зайдя на сайт Московского музтеатра под руководством Г. Чихачева.
P.S. (Март 2012 г.) Недавно узнала, что Владлен Михалков уволен из театра (причин не знаю), а спектакль этот временно снят с репертуара.

10 марта: «Не любовь, а судьба» в театре «Сфера» (камерная сцена)
Смотрела этот спектакль в третий раз. И в очередной раз получила удовольствие. И впервые увидела в этом спектакле Ирину Сидорову (до этого два раза попадала на Т. Филатову). Но Филатова, пожалуй, лучше в данной роли (роли Тани).

23 марта: «Женитьба» в Ленкоме
Спектакль по одноименному произведению Гоголя. Очень здорово! И безумно смешно. Играл весь цвет Ленкома: А. Збруев, Д. Певцов, Л. Броневой, В. Раков, А. Захарова. Вот только И. Чурикову мы не увидели, хотя ее фамилия есть в программке (но др. актриса в этот раз играла). Играют все, конечно, супер. В общем, мы очень довольны, что посмотрели этот спектакль (поскольку полколлектива, в том числе целый ряд моих подруг уехали в Испанию на каникулы, мы ходили в театр только вдвоем с одной коллегой).
Места у нас были хорошие: партер, практически середина 12-го ряда, видно оттуда все хорошо было (стоимость билета – 2000 р.). Кстати, узнала недавно, что можно купить билет в партер Ленкома гораздо дешевле – за 750 р.- вот так же где-то в середину, только на откидное место. И, к слову сказать, все откидные места были заняты.

26 марта: «Лесная песня» в театре национального искусства п/р В. Назарова
Это мюзикл по мотивам одноименного произведения Леси Украинки. Сюжет там с элементами языческой мифологии, среди героев есть Леший, Водяной, русалки, Перелесник (бог любви и огня). Юноша Лукаш влюбляется в лесную нимфу (или что-то типа этого), а его родня не понимает такой любви и хочет его женить на девушке-односельчанке, тем более в этом браке у родственников есть определенный расчет, корыстные мотивы. Ну, и строят всякие козни, чтоб
поссорить Лукаша с нимфой. Но заканчивается всё, как водится, хорошо. Роль Лукаша играл Игорь Милюков, который так понравился мне в новогодней программе этого театра. Рада была снова его увидеть и услышать.
  Даже затрудняюсь объяснить, чем меня заворожил этот спектакль, но вот чем-то заворожил. Может быть, как раз языческими мотивами в какой-то мере, а также изумительными ариями главных героев, и, может, отчасти еще некоторым юмором, который есть в спектакле, и такими забавными персонажами, как чёрт Куц и любвеобильный Перелесник.
  После спектакля я купила диск с ним  (театр записывает свои спектакли на DVD, и эти диски можно купить в фойе театра, так же, как и CD-диски с записями песен композитора В. Назарова, руководителя театра, в его же исполнении). В ближайшие же дни этот диск посмотрела, после чего, мне кажется, еще больше влюбилась в этот спектакль. Кстати, дома у меня есть книга – сборник стихов и пьес Леси Украинки, но я в нее никогда не заглядывала (это мама покупала и читала). А вот теперь захотелось и мне почитать. Там и «Лесная песня» есть как раз. Я прочитала ее. Сюжет спектакля оказался далеко не идентичен пьесе, т.е. мюзикл поставлен действительно по мотивам. Герои даже не все совпадают: некоторые в пьесе есть, а в спектакле нет, и наоборот, в спектакль добавлены персонажи, которых нет у Украинки. Но смысл и идея  - одни и те же и в пьесе, и в мюзикле. А сюжет в мюзикле даже, пожалуй, поинтереснее сделали.
Сидела опять же на хорошем месте: 9 ряд партера, середина (цена билета – 700 р.).

3 апреля: «Крутой маршрут» в «Современнике» - повторно (с учениками и коллегой)
Ученики-девятиклассники и коллега-литератор были под впечатлением (коллега даже плакала в конце).

11 апреля: «Мата Хари: Глаза дня» в театре Луны
Спектакль про знаменитую шпионку времен Первой мировой войны Мату Хари. И про Ханну Виттиг (впоследствии актрису немого кино Клод Франс), которая затесалась к Мата Хари в подруги, а потом ее выдала властям. (Не знаю, насколько именно так было на самом деле, в исторической литературе мне про эту Ханну Виттиг не попадалась информация, но по многим художественным произведениям, в том числе фильмам, это так). «Глаза дня» это перевод с малайского псевдонима «Мата Хари» (настоящее имя – Гертруда Зелле). В спектакле ее играла известная актриса Елена Захарова. Спектакль мне очень понравился. Хотя он получился не только и не столько про Мату Хари, сколько про Ханну Виттиг  (ее играет Анна Терехова, дочь известной актрисы Маргариты Тереховой) и про то, как ее потом грызли муки совести за предательство (в конечном итоге она застрелилась). Но в то же время и все основные моменты жизни Мата Хари отражены вкратце.
  А еще танцы в спектакле очень эффектные, особенно танго, которое танцует А. Терехова с партнером, и восточный танец, который танцует Мата Хари, выступая перед парижской публикой, а сверху на нее при этом сыплются разноцветные лепестки цветов.
Билет в третий ряд партера стоил 600 р.

25 апреля: «Красное и черное» в Молодежном театре (РАМТ).
  Спектакль по одноименному роману Стендаля. Из известных актеров в нем играют Нелли Уварова и Петр Красилов (но в этот день играл не Красилов, там
два исполнителя главной роли). Спектакль вполне неплохой, но не могу сказать, что он меня сильно впечатлил. Там, конечно, имеют место некоторые интересные режиссерские задумки и решения (например: первое действие –до антракта – называется «Красное», и это подчеркнуто преобладанием красного цвета и красных деталей в костюмах героев, а второе действие называется «Черное», и это также отражено в костюмах. А еще там на заднем плане всё время присутствует на сцене некий персонаж Мале, который закрашивает на стекле квадрат: на протяжении всего первого действия – в красный цвет, а во втором действии перекрашивает в черный. В общем, эдакий намек на Малевича с его известными квадратами. Да, и еще этот  Мале периодически комментирует действие, выдавая различные философские цитаты, афоризмы, изречения великих людей). Но при этом очень мало музыки, спектакль какой-то «сухой». Однако это, может, не слишком большой недостаток. Главное, что я, по большому счету, не поняла идею сюжета, идею спектакля. Не просматривается авторское отношение  к главному герою, не понятно, каков он с точки зрения авторов (автора романа и авторов спектакля) – больше положительный или больше отрицательный, хотели ли они заставить зрителя  сопереживать  ему или осуждать его? Одноименный роман Стендаля я не читала, но помню, что в детстве (лет в 9-10) смотрела многосерийный фильм «Красное и черное», кажется, зарубежный, но точно не уверена, может, и наш. Содержание за столько лет уже вылетело из головы, да я, наверное, и не всё понимала тогда, но почему-то мне было интересно смотреть, помню, что фильм  чем-то нравился, увлекал, по крайней мере, первые серии. А вот спектакль как-то не слишком увлек. Уж не знаю, в какой мере он соответствует роману по духу и по содержанию… Но вообще, думаю, что, ко всему прочему, еще и нынешнее время сильно отличается от того, в котором жил Стендаль, и может быть так, что в эпоху Стендаля (когда шла борьба с отжившими феодальными порядками, сословным неравенством и т.п.)  вот этот Жюльен Сорель с его свободолюбием и гордостью выглядел больше положительным героем, а сейчас, учитывая, что его гордость местами доходит до ГОРДЫНИ и заносчивости, а свободолюбие доходит до идеи вседозволенности, его поведение и характер выглядят, с нашей современной точки зрения, скорее, отрицательными. Во всяком случае, мне этот герой не оказался духовно близок, я ему не сопереживаю, а от того, в частности, и спектакль оказался не слишком интересен и увлекателен. А вот в детстве, кстати, могло быть несколько по-другому, у меня тогда было много «революционного романтизма» в мозгах, да и эпоха опять же была другая (по сравнению с нынешней) – «революционный романтизм» как раз культивировался властью.
    Сидела далеко от сцены, на балконе (середина), но видно и слышно было нормально. Поскольку мне сейчас много денег приходится тратить на медицину, то я не стала покупать дорогие билеты, купила за 400 р.
    P.S. Позже нашла и прочитала нечто типа аннотации к роману «Красное и черное», а еще случайно наткнулась на каком-то ТВ-канале на одноименный многосерийный фильм (наш, отечественный), правда, шла уже последняя серия. Так вот, после чтения аннотации и просмотра этой последней серии фильма я пришла к выводу, что роман Стендаля – существенно глубже, чем поставленный по нему спектакль. И, в частности, например, в романе большое место уделяется размышлениям героя, чего совсем нет в спектакле.


Комментариев нет:

Отправить комментарий