Такой разный "Дядя Ваня"


   Когда я узнала о премьере спектакля «Дядя Ваня» в МХТ им. Чехова, то захотелось на нее сходить. Но пока я собиралась (больше года), за это время в Москве вышли еще две постановки данной пьесы, одну из которых (в театре Вахтангова) мне очень рекомендовал сведущий человек, специалист в области театра. В итоге появился у меня «бзик» – посмотреть все три постановки и сравнить. Тем более, что в каждой из этих постановок задействованы те или иные интересующие меня актеры, и ставили это всё три достаточно известных режиссера. Ну, и вот, наконец-то, я занялась осуществлением этого плана. Правда, так сложилось, что начала я просмотр с той постановки, о которой в Интернете самые неоднозначные отзывы.
 15 сентября 2010 г. я посмотрела спектакль «Дядя Ваня» в театре Моссовета. Режиссер этой постановки – Андрей Михалков-Кончаловский. Из известных актеров в спектакле заняты Александр Филиппенко, Александр Домогаров. Ну, лично меня в этом спектакле интересовала еще актриса Наталия Вдовина, которая мне запомнилась и понравилась благодаря сериалу «Ваша честь». Кстати говоря, в этом спектакле у каждой роли только один исполнитель, нет никакого второго состава, поэтому смело можно идти смотреть на интересующего тебя актера или актрису, не боясь, что попадешь на «дублера».
  Постановка эта – в общем-то не классическая. Как выразилась моя коллега, с которой ходили (она учитель литературы), в спектакле имеет место «легкий стёб». Но, тем не менее, мне понравилось. И ей, между прочим, тоже. Смотрится спектакль не скучно. И не смотря на то, что имеет место некоторое осовременивание, ну, оно – в меру, я бы сказала. Очень понравилась мне Сонечка в исполнении Юлии Высоцкой (эта актриса и телеведущая, возможно, знакома многим по передаче «Едим дома». Она, кстати, жена А. Кончаловского). А моей коллеге больше всего понравился Павел Деревянко в роли дяди Вани. Образ, им созданный, - отнюдь не классический. Но коллега-литератор как раз и подчеркнула, что первый раз видит такого дядю Ваню: он выглядит шутом, но это такой шут, который заставляет плакать, - ее именно это потрясло.
    А 29 сентября этого же года я с группой коллег посмотрела спектакль «Дядя Ваня» в МХТ Чехова.  Вернее сказать, это постановка театра п\р О. Табакова («Табакерка»), а идет на сцене МХТ, но это, я бы сказала, не суть важно, т.к. обоими театрами руководит Табаков, и играют у него зачастую одни и те же актеры в спектаклях и того, и другого театра.
    Да, здесь постановка другого плана, нежели в т-ре Моссовета. Здесь, на мой взгляд, чисто классическая версия чеховской пьесы. И большинство образов сыграны по-другому, нежели в театре Моссовета. В спектакле заняты: Олег Табаков, Марина Зудина, Дмитрий Назаров, Ирина Пегова и др. Режиссер – Миндаугас Карбаускис (я не припомню, видела ли раньше какие-либо его работы, но само имя слышать доводилось, оно известно в театральном мире). Пегова получила в свое время премию «Золотая маска» за роль Сони в этом спектакле. Но Сонечка, сыгранная Ю. Высоцкой, мне понравилась больше. Зато здесь очень понравился Д. Назаров в роли доктора Астрова. В т-ре Моссовета эту же роль играет Домогаров, и играет он ее так же, как играет разных современных персонажей, типа Турецкого. Его Астров – какой-то не из того, не из чеховского времени (но это, вероятно, зависит не только от самого актера, такова могла быть режиссерская задумка). Если сравнивать О. Табакова с А. Филиппенко в роли старого князя Серебрякова, то Филиппенко более ярок на сцене, он именно играет (а про Табакова некоторые зрители пишут в И-нете, что он просто выходит на сцену), но зато Табаков больше производит впечатление старого, больного, дряхлого человека, каким и должен быть Серебряков, а у Филиппенко князь получается какой-то бодренький. И, пожалуй, только один образ выглядит практически одинаково и в том, и в другом спектакле, - это образ молодой жены Серебрякова (здесь играла Зудина, а там Вдовина).
На этот спектакль мы ходили вшестером. Трое моих коллег в антракте после первого действия в один голос сказали: «Скукота!». Но у меня лично такого ощущения не было. И еще одна коллега с мужем, как и я, были вполне довольны спектаклем. А после второго действия и у остальных несколько изменилось мнение в лучшую сторону. Та коллега, которая смотрела со мной аналогичную постановку в «Моссовете», на этот раз не ходила, так что сравнивать, кроме меня, было некому. А я как раз от этого сравнения испытывала какой-то особый кайф: безумно интересно было наблюдать, как другие актеры произносят те же самые слова, играют ту же роль… Тем более что с предыдущего просмотра прошло две недели всего, и очень хорошо помнится почти каждое слово, интонация, каждый жест.
   Вообще, я в студенческие годы видела по ТВ фильм (или, может, телеспектакль, не помню точно) «Дядя Ваня», который мне понравился. Хотя я тогда, наверное, не поняла всего содержания и смысла в полном объеме, но меня в ту пору заинтересовали имеющие место в сюжете «любовные треугольники», несчастная любовь... А потом я взялась читать пьесу. Так вот, читать было как раз скучно. Ну, а теперь вот решила посмотреть спектакли. И из двух просмотренных мне оба понравились, каждый по-своему. Кстати, восприятие, теперь более глубокое, тем более, что я еще и литературоведческую статью прочитала в И-нете об этой пьесе Чехова.
    А 13 октября этого же, 2010 г. я посмотрела еще и третью версию этой пьесы - постановку «Дядя Ваня» в театре Вахтангова.
  В главной роли – дяди Вани – в этом театре занят Сергей Маковецкий. И образ дяди Вани, созданный Маковецким, мне понравился больше всех! Я имею в виду – по сравнению с теми, которые я видела в т-ре Моссовета и в МХТ. А вот доктор Астров, сыгранный В. Вдовиченковым, не понравился. Какой-то он грубый получился, этот Астров.
Вообще, версия данной пьесы, представленная театром Вахтангова, довольно интересная и своеобразная. И явно чувствуется режиссерский «почерк» Римаса Туминаса, видны его «фирменные» «фишки». В частности, он придает большое значение пластике, пантомиме (вплоть до того, что некоторые фрагменты текста пьесы могут заменяться пантомимой). Я уже видела поставленное Туминасом «Горе от ума» в «Современнике», так что эти его «фишки» мне знакомы.
     В целом спектакль понравился. И не смотря на то, что я в течение короткого времени уже в третий раз смотрю одну и ту же пьесу (правда, в разном исполнении), смотреть было совершенно не скучно. Три версии трех разных театров настолько отличаются друг от друга, что каждый раз смотришь с неослабевающим интересом.
     Особо хочется отметить музыкальное оформление спектакля: музыка в спектакле просто потрясающая (композитор - Фаустас Латенас).
    А потом я обнаружила, что пьеса "Дядя Ваня" есть еще и в репертуаре театра "У Никитских ворот" и 17 декабря 2011 посмотрела еще и эту постановку. Спектакль понравился. В театре "У Никитских" – классическая версия этой пьесы Чехова. Но если сравнивать с постановкой МХТ имени Чехова, где тоже классический вариант «Дяди Вани», то здесь, в театре "У Никитских ворот, пожалуй, лучше спектакль. Во всяком случае, лично меня этот, последний вариант больше впечатлил. И следует отметить очень сильную актерскую игру здесь. Хотя некоторые образы немного непривычны, в чем-то, может, не стандартны, но интересны. Например, Сонечка здесь, я бы сказала, немного гротесковая и комичная. 

Подводя итог после просмотра всех вариантов «Дяди Вани», хочется сделать вывод, что все  четыре версии хороши и интересны каждая по-своему, и лично я затрудняюсь однозначно сказать, какой из спектаклей мне понравился больше. А людям, желающим посмотреть в театре данную пьесу, я бы посоветовала так: если кто предпочитает классические постановки классических пьес и не приемлет какого-либо осовременивания, нестандартных подходов к классике, то в этом случае надо идти на «Дядю Ваню» в МХТ им. Чехова или в театр "У Никитских ворот" (на мой вкус - так в театр "У Никитских" предпочтительнее в данном случае); а если кому-то, наоборот, классические постановки кажутся скучными, если человек предпочитает, чтобы всё было поставлено как-нибудь оригинально, по-современному, то тогда надо идти или в Моссовета, или в Вахтангова. А если кому-то нравятся постановки самого разного плана, и классические, и неклассические, если кто-то вообще является театральным «гурманом», то в этом случае есть смысл сходить ну если не на все четыре, то хотя бы на два варианта (и в качестве одного из вариантов я бы рекомендовала непременно выбрать вахтанговский, ну а уж второй вариант – любой из остальных, на усмотрение самого человека).

Комментариев нет:

Отправить комментарий