Мои театральные впечатления лета 2008 года:
4
июня: «Подавлять и возбуждать» в театре «Et cetera» под руководством А. Калягина.
На этот спектакль я решила пойти после
того, как узнала из афиш, что в нем играет питерский актер Вячеслав Захаров
(исполнитель роли прокурора Ковина в моем любимом т/с «Тайны следствия»).
Суть
спектакля я бы сформулировала так: он - о смысле профессии актера, о ее плюсах
и минусах. Спектакль, в принципе, неплохой, я посмотрела с интересом. Хотя,
конечно, не сказать, что он супер-замечательный. Кому-то может и не
понравиться. Но мне самое главное было увидеть игру В. Захарова, и в этом плане
я получила то, что хотела. Захаров играет замечательно! Я бы сказала, что роль
в «Тайнах следствия» не дает ему возможности показать себя «во всей красе»; в
данном спектакле его актерский талант проявляется ярче. Здесь он играет одну из
двух главных ролей (а др. главную роль играет А. Калягин).
А еще
хочу отметить, что очень понравился сам театр – его внутреннее убранство,
оформление. Очень красивые и даже в чем-то оригинальные кресла в зрительном
зале. В холле есть витрины с красивыми театральными куклами и костюмами.
А еще, как я узнала, в театре есть Чайная
комната, где можно, например, заказать празднование дня рождения ребенка (т.е.
ребенок и его друзья там «пируют» за
сладким столом в течение часа, а потом идут в зрительный зал смотреть детский
спектакль. При этом в Чайной комнате с детьми работает аниматор, он же
сопровождает их в зрительный зал).
Цена билета в 4-й ряд партера (середина
ряда) – 1000 руб.
6
июня: «Чудн`ая баба» в «Сфере».
В
спектакле объединены две короткие пьесы Нины Садур: «Поле» и «Группа
товарищей».
Одну
из главных ролей – вот этой самой Бабы – играла Ирина Мреженова, хорошо
знакомая мне по роли Лары в спектакле «Доктор Живаго».
Сюжет очень необычный, в чем-то
фантастический, нереальный. Хотя место и время действия вполне реальные: в
нашей стране, в нашем недавнем прошлом (в советское время, когда существовала
практика посылать горожан, работников заводов и НИИ, осенью в помощь колхозам,
собирать урожай). Но вот эта самая Чудная баба, с которой встречается
горожанка, отставшая в колхозе от своих коллег и заблудившаяся на колхозных
полях, - персонаж не из реальной жизни. Вообще, там всё с определенной
философской подоплекой, есть над чем подумать. В принципе, такие спектакли – на
любителя. Не каждый поймет, в чем суть и смысл, и не каждому понравится. Но
лично мне понравилось. И очень любопытно стало познакомиться с другими пьесами
Н. Садур. А также есть мысль сходить на этот спектакль еще раз и взять с собой
кого-нибудь, кто интересуется и занимается разного рода духовными практиками,
восточными философиями, эзотерикой, йогой и т.п. (а у меня есть некоторые
знакомые, приятельницы, которые подобными вещами увлекаются, - вот с ними было
бы интересно обсудить этот спектакль).
Билеты в «Сферу» на камерную сцену стоят 300 р.
Дополнение
2011 г.: Нашла в И-нете и решила вставить сюда небольшой кусочек из
аннотации к данному спектаклю на сайте театра «Без вывески» (маленький театр в
Северном округе Москвы, кажется, любительский, в нем тоже идет аналогичный
спектакль):
«Загадка скрыта уже в названии:
чУдная баба или чуднАя баба? … В «Чудной бабе» - встреча с бабой чуднОй; силой,
кажется, жуткой, мистической, человеку неподвластной. Это напоминание о том,
что человек смертен, напоминание об ответственности за себя самого и землю, на
которой мы живем».
Я прочитала эту аннотацию
уже после того, как описала свои впечатления от спектакля в своем дневнике, теперь вот решила вставить сюда фрагмент.
8
июня: «Школа любви» в театре Российской Армии (малая сцена).
Это тот самый спектакль, на который мы с
коллегами попытались попасть 16 мая. Но поскольку тогда была замена, мы купили
билеты еще раз. Этот спектакль поставлен Андреем Житинкиным по мотивам пьесы К.
Хиггинса «Гарольд и Мод».
Одна из коллег была вместе с дочерью-студенткой.
Так вот, ее дочери спектакль совершенно не понравился. А двум моим коллегам
понравился. Что же касается моего мнения, то, в принципе, спектакль неплохой,
посмотреть можно, но по сравнению с аналогичным спектаклем, который я видела
несколько лет назад в театре «Сфера», этот, в т-ре Рос. Армии, впечатляет
гораздо меньше. В «Сфере» спектакль был и смешнее, и трогательнее. Я,
собственно, потому и захотела пойти на «Школу любви», что очень хотелось еще
раз пережить те эмоции, которые вызвал в свое время «Гарольд и Мод» (в «Сфере»
этот спектакль больше не идет, а про то, что в «Школе любви» тот же самый
сюжет, я прочитала в И-нете). Но… тех же
самых эмоций я не испытала. Коллегам моим не с чем сравнивать, они
«сферовский» спектакль не видели. А я видела и могу сказать, что в сравнении с
ним «Школа любви» проигрывает. Хотя актеры известные и многими любимые играют в
данном спектакле: Людмила Касаткина (Мод), Лариса Голубкина, Анатолий Руденко
(этого молодого актера сейчас можно часто видеть в телесериалах). Но игра Риммы
Быковой в «Сфере» производила, гораздо более сильное впечатление, чем игра Л.
Касаткиной.
Пересмотрела после спектакля фотографии на
сайте «Сферы», и мне показалосья, что даже на фото от Быковой
и Ячевского исходит такая энергетика, какой нет в случае с Касаткиной и
Руденко.
15
июня: «Страсти по Бумбарашу» в театре-студии под руководством О. Табакова
Спектакль
– просто супер! Смотрели вдвоем с коллегой (с которой на «Юнону…» ходили),
обеим очень понравилось.
В
главной роли – Евгений Миронов. Играет совершенно потрясающе! Даже если бы у
этого спектакля не было бы никаких других достоинств, можно было бы идти на
него уже только ради того, чтобы посмотреть на игру Миронова. Кстати, ему в
конце такое море цветов подарили! В спектакле играли и другие довольно
известные актеры: Ярослав Бойко, Андрей Смоляков, Ольга Блок-Миримская (все
вышеперечисленные, кроме Бойко, Народные артисты РФ).
Спектакль сделан, по сути, в форме мюзикла, в
нем много поют, танцуют. Песни – те же, что и в фильме про Бумбараша. Автор и
песен, и пьесы в целом – известный бард Юлий Ким. Произведения Кима обычно
наполнены изрядной долей юмора, и данная пьеса – не исключение. В самой
постановке немало интересных режиссерских подходов. Режиссер-постановщик –
Владимир Машков. Хореограф – Алла Сигалова. В общем, сплошь известные имена.
Спектакль классный, но и билеты,
соответственно, дорогие: наши билеты в 10-й ряд партера на крайние места стоили
1000 р., а за центральные места 1-2-го ряда надо платить 3000 р. (это цены
самого театра, номинальные, без какой-либо «накрутки»). При этом стоит
отметить, что этот спектакль «Табакерка» обычно показывает не на своей
собственной, студийной сцене на Чистых прудах (их сцена для этого, видимо,
мала), а на сценах других театров. В данном случае, например, спектакль шел на
сцене Российского Академического Молодежного театра. И я не исключаю, что это
обстоятельство может тоже оказывать какое-то влияние на цены билетов. Может
быть, на разных сценах и цены даже немного разнятся на этот спектакль.
19
июня: «Горе от ума» в театре «Современник»
Данная постановка «Горя…» оказалась не
совсем классической, но довольно любопытной (режиссер Римас Туминас). Много
известных актеров занято в спектакле: например, Фамусов – Сергей Гармаш, Чацкий
– Иван Стебунов, Софья – Марина Александрова, а также В. Шалевич там играет и
некоторые др.
Мы ходили компанией в 5 человек, одна из
коллег опять была с дочерью (это та девушка, которой не понравилась «Школа
любви»). «Горе от ума» этой девушке, видимо, не понравилось еще больше, т.к. она вообще ушла в антракте. Ну, а мы, четверо взрослых, досмотрели до
конца и, в общем-то, не жалеем об этом. Хотя спектакль, конечно, способен
вызывать неоднозначную реакцию. Идя потом, от театра к метро, обсуждали, что к
чему: зачем на заднем плане дважды за спектакль пролетает аэроплан, почему в
центре сцены поставлена печка, похожая на колокольню (ведь что-то она
символизирует), ну и т.д., там немало таких моментов в спектакле, которые
заставляют задуматься. У нас возникло желание найти в И-нете и почитать
критические статьи об этом спектакле, ознакомиться с мнениями профессиональных
театроведов и критиков. И мы это осуществили в ближайшие же дни. Поэтому далее
я продолжу описывать спектакль не своими словами, а некоторыми цитатами из
статей, местами, возможно, добавляя к ним свои комментарии.
« Дом Фамусова – это
поленница с дровами и огромный чурбан, на котором Фамусов проводит экзекуции
над провинившимися: порет слуг и в куски рубит топором дочкины книги. Москва –
это высоченная печь в виде колокольни Ивана Великого, устремленная в небо. А по
черному небу, словно из другого спектакля, пару раз пролетал небольшой
беленький самолетик, вызвавший особенное оживление в зале. Самолетик
воспринимается как детская мечта Чацкого бежать, лететь куда-нибудь».
«Что бы ни ставил
Туминас, он словно продолжает работу над одним и тем же спектаклем. На одну и
ту же тему – сквознячного, промозглого человеческого одиночества. «Горе от ума»
танцуется от печки – огромная, изразцовая, она водружена на сцене, как башня с
бойницами. Дом Фамусова – его крепость… Фамусов – главное лицо этого «Горя», и
не потому только, что отдан он Сергею Гармашу. Фамусов – хоть какая-то, но
опора. …Если он не поддержит тепло в очаге, очаг развалится…»
«Гармаш играет жирно, «с оттяжечкой», словно
причмокивая от удовольствия – что особенно чувствуется в придуманной Туминасом
сцене «домашнего театра». Сцена, которой нет у Грибоедова – чуть ли не лучшая в
спектакле. Практически вымарав целый акт из пьесы (сцена бала, явление гостей,
старухи Хлестовой, Графини- бабушки, Графини- внучки и пр.), Туминас заменил ее
коллективным просмотром домашнего спектакля – слуги Фамусова (Петрушка и Лиза)
разыгрывают перед гостями интермедию на тему известного жестокого романса
«Черная шаль». Зрелище душераздирающее. Зал воспринимает его глазами Фамусова –
оторваться от Сергея Гармаша в течение всей этой сцены невозможно. Он
переживает представление как личную драму, и вся гамма чувств бурно отражается
на его лице. Эта сцена – настоящий заслуженный бенефис артиста».
«В этом спектакле
слова значат мало… Гораздо важнее слов – музыка, паузы, смех и вещи, которые у
Туминаса часто бывают одушевленнее людей».
Когда мы
обсуждали спектакль по дороге домой, то разошлись во мнениях о Чацком в
исполнении И. Стебунова. Одна из коллег сказала, что ей очень понравился Чацкий
в спектакле, а вот мне – так наоборот, не понравился. Правда, я поначалу не
могла сформулировать, почему. Но когда статьи почитала, то поняла, в чем дело.
«Чацкий в исполнении И. Стебунова – не герой
и не резонер, а нечто среднее между гоголевским Хлестаковым и Бальзаминовым
Островского. Он и обличает как-то не всерьез…»
«В Чацком (Иван
Стебунов) действительно много детского – он сентиментален, обидчив и раним. Он
очень старается быть взрослым – вызывающе бреется опасной бритвой,
предварительно наточив ее о ремень. Безапелляционно влезает в политические
споры. Флиртует с замужними дамами. Картинно курит дорогие сигары. Трогательный
восторженный мальчик, одержимый своей юношеской влюбленностью в Софью, он
отчаянно требует хоть толику надежды, трясет свою бывшую подругу за плечи, подсовывает
ей детские игрушки. Ведь единственное, что их объединяет – это общее детство.
Софья давно его покинула. А Чацкий –
нет».
«У Туминаса, как мне показалось,
Чацкий… - вообще фигура проходная. Транзитная. Приехал – уехал» «Есть вечные ценности: кровь, семья, теплый
родной человек. А что там Чацкий
наболтал – он и тарахтел как пулемет, да его и не слушали…».
Почитав статьи, я отметила для себя, как
точно почувствовала настроение и идеи
спектакля моя коллега – преподаватель литературы. В процессе обсуждения
(сразу после спектакля) она сказала, что «Горе от ума» в данном случае
поставлено так, что получился спектакль о разобщенности людей, они не слышат и
не понимают друг друга, и в этом плане постанова получилась очень актуальной.
Вот и в статьях тоже – про промозглое человеческое одиночество, про вечные
ценности, такие, как семья.
(Цитаты здесь были приведены из нескольких статей;
авторы Н. Агашина, К. Ларина, Е. Ямпольская).
И еще стоит добавить, что если Чацкого в
спектакле сделали проходной фигурой, то лакея Петрушу сделали, наоборот, одним
из главных персонажей (его играет молодой актер Евгений Павлов). А поскольку
слов у него в пьесе фактически нет, в спектакле его игра на пластике и жестах
построена. Очень яркий персонаж получился.
В заключении еще хочется упомянуть, что в
студенческие годы я смотрела «Горе от ума» в Малом театре, с Виталием Соломиным
в роли Чацкого. Ну, та версия была чисто
классической.
16
июля: «Доходное место» в театре «Сфера»
Это премьера текущего сезона (2007-2008 гг.).
И этим спектаклем данный сезон 16 июля, собственно, и закрывался. Спектакль по
одноименной пьесе А. Островского. В нем занято довольно большое количество
«сферовских» актеров (в «Сфере» не редки спектакли, в которых участвуют всего 4
- 6 актеров, а то и 2 – 3, а здесь - человек 10, ну, а если еще учесть, что у
некоторых ролей по два исполнителя, два состава играет, то в целом
задействован, можно сказать, «весь цвет» театра).
Спектакль понравился. Проблемы, затрагиваемые
в спектакле, звучат весьма актуально и современно. В пьесу 19 века режиссерской
рукой очень удачно вплетены песни Б. Окуджавы. Поставил этот спектакль А.
Коршунов.
В этом спектакле я увидела в новом амплуа
свою любимую «сферовскую» актрису Татьяну Филатову. В тех спектаклях, которые я
видела раньше, Татьяна играла преимущественно нежных, женственных героинь, а
здесь ее героиня в какой-то мере взбалмошная, а с другой стороны, властная.
Билеты в «Сферу» на большую сцену стоят 500
р., независимо от места.
13
августа: мюзикл «Астрономия любви» в театре под руководством Г. Чихачева.
Театр под руководством Геннадия Чихачева –
музыкальный, в нем идут спектакли преимущественно в жанре мюзиклов, взрослые и
детские. Раньше я в этом театре никогда не была, хотя он находится близко к
месту моей работы. Но прочитала в «Моем мире» в блоге группы «Московские
театры» сообщение одной девушки, в котором она рекламирует этот спектакль. И
захотелось мне его посмотреть. Пошла – и не пожалела! Театр маленький,
камерный, а уровень очень приличный. Актеры хорошо поют, голоса сильные. И
постановка интересная. Мюзикл «Астрономия любви» поставлен на сюжет пьесы М.
Себастьяну «Безымянная звезда» (фильм такой еще есть, с И. Костолевским и А.
Вертинской).
Кстати, я люблю камерные театры: в них
какая-то домашняя атмосфера и актеры близко к зрителю играют, более тесный
контакт происходит.
Мой билет в первый ряд стоил 700 р.
17 августа: «Не для меня» в театре им.
Ермоловой (малая сцена)
Спектакль по пьесе В. Гуркина «Саня, Ваня,
с ними Римас». Название спектакля – это слова казачьей песни, которая несколько
раз в нем звучит. В аннотации этого спектакля на сайте театра в И-нете и в журнале
«Театральная афиша» пишут следующее: «Ничто не остановит ход времени. Ничто не
остановит смену поколений. Теперь уже и мы оглядываемся назад, чтобы попытаться
осмыслить нашу историю. Теперь мы пытаемся пересказать ее своим детям…» В
общем, меня это заинтересовало как историка.
Спектакль оказался об обыкновенных людях,
живущих в глухой сибирской деревушке. Действие происходит в годы Великой
Отечественной войны и в первые послевоенные годы. Суть сюжета и смысл пьесы
трудно объяснить кратко, в двух словах. Но спектакль хороший, очень хороший, на
мой взгляд. Понравились и пьеса, и игра актеров, и режиссура (режиссер – В.
Данцигер). Образы главных персонажей Гуркин «списал» со своих собственных дедушек и бабушек и им
же посвятил пьесу (это указано в программке). Хотя в пьесе нашли отражение
определенные исторические реалии, но это отнюдь не историческое произведение и
даже не на военную тематику. В какой-то мере это бытовая, семейная история,
разворачивающаяся на фоне истории страны.
Актеры в спектакле заняты малоизвестные, но
играют хорошо. Правда, одно лицо показалось мне знакомым (Николая Токарева, я,
кажется, видела, в каком-то кино, но точно не уверена). *
*
(Приписка 2010 г.: не знаю, где я его видела раньше, но вот в недавнем прошлом,
уже после спектакля, я его увидела в сериале «Кремлевские курсанты», по сути,
случайно посмотрев одну из серий).
Вообще, это уже второй за последнее время
случай, когда я шла на спектакль, ничего такого особенного не ожидая от него, и
вдруг, неожиданно для себя, оказывалась под впечатлением. Ну, т.е. мне никто
этот спектакль не рекламировал, я не читала и не слышала ничьих отзывов о нем, только
аннотацию прочла, да и сам театр имени Ермоловой особо не котируется, во всяком
случае, у меня нет друзей и знакомых, которые были бы поклонниками этого
театра, да и сама я в нем раза два или три бывала раньше, но не скажу, что меня
сильно впечатлили спектакли этого театра. Поэтому, когда я шла на спектакль, я
отнюдь не была уверена, что он мне понравится. Просто любопытно было
посмотреть, что там за сюжет, к которому
написали такую аннотацию. И вдруг оказалось, что спектакль достаточно хороший,
приятно удивил, я даже не против еще раз его посмотреть. И примерно такая же
ситуация была со спектаклем «Не покидай меня!» и театром на Перовской.
Правда, стоит отметить, что спектакль «Не
для меня» поставлен не совсем театром Ермоловой. Он поставлен творческой
мастерской «ТЕСТ». Но руководит мастерской Владимир Андреев, «ермоловский»
актер и режиссер. И на обложке программки стоят два логотипа: и студии «ТЕСТ»,
и театра им. Ермоловой.
После спектакля «Не для меня» мне еще
повезло поприсутствовать на встрече и беседе с режиссером, с Данцигером. На
спектакль пришла некая группа студентов, судя по всему, или из какого-то
театрального вуза или из института культуры, с ними был, видимо, преподаватель,
человек более солидного возраста, и вот он организовал этим студентам встречу с
режиссером после спектакля, прямо в фойе. Я уже собиралась было уходить, как
случайно услышала разговор: этот преподаватель говорил студентам, мол,
подождите немного, сейчас публика разойдется, и режиссер к нам сюда выйдет. Я
решила задержаться, ну, и когда студенты беседовали с режиссером, я стояла
рядом и слушала. Вот из этой беседы, в частности, я и узнала про название
спектакля, и что за песня в нем звучит. Но беседа была не только о данном
спектакле. Студенты его спрашивали, например, что он еще планирует поставить в
ближайшем будущем, и т.п.
Билет в 4-й ряд малой сцены стоит 350 р.
(там маленький зал, только партер).
Комментариев нет:
Отправить комментарий