суббота, 25 февраля 2012 г.

Театральный дневник. Лето 2008.

Мои театральные впечатления лета 2008 года:


4 июня: «Подавлять и возбуждать» в театре «Et cetera» под руководством А. Калягина.
    На этот спектакль я решила пойти после того, как узнала из афиш, что в нем играет питерский актер Вячеслав Захаров (исполнитель роли прокурора Ковина в моем любимом т/с «Тайны следствия»).
     Суть спектакля я бы сформулировала так: он - о смысле профессии актера, о ее плюсах и минусах. Спектакль, в принципе, неплохой, я посмотрела с интересом. Хотя, конечно, не сказать, что он супер-замечательный. Кому-то может и не понравиться. Но мне самое главное было увидеть игру В. Захарова, и в этом плане я получила то, что хотела. Захаров играет замечательно! Я бы сказала, что роль в «Тайнах следствия» не дает ему возможности показать себя «во всей красе»; в данном спектакле его актерский талант проявляется ярче. Здесь он играет одну из двух главных ролей (а др. главную роль играет А. Калягин).
    А еще хочу отметить, что очень понравился сам театр – его внутреннее убранство, оформление. Очень красивые и даже в чем-то оригинальные кресла в зрительном зале. В холле есть витрины с красивыми театральными куклами и костюмами.
  А еще, как я узнала, в театре есть Чайная комната, где можно, например, заказать празднование дня рождения ребенка (т.е. ребенок и его друзья там  «пируют» за сладким столом в течение часа, а потом идут в зрительный зал смотреть детский спектакль. При этом в Чайной комнате с детьми работает аниматор, он же сопровождает их в зрительный  зал).
    Цена билета в 4-й ряд партера (середина ряда) – 1000 руб.

6 июня: «Чудн`ая баба» в «Сфере».
В спектакле объединены две короткие пьесы Нины Садур: «Поле» и «Группа товарищей».
Одну из главных ролей – вот этой самой Бабы – играла Ирина Мреженова, хорошо знакомая мне по роли Лары в спектакле «Доктор Живаго».
   Сюжет очень необычный, в чем-то фантастический, нереальный. Хотя место и время действия вполне реальные: в нашей стране, в нашем недавнем прошлом (в советское время, когда существовала практика посылать горожан, работников заводов и НИИ, осенью в помощь колхозам, собирать урожай). Но вот эта самая Чудная баба, с которой встречается горожанка, отставшая в колхозе от своих коллег и заблудившаяся на колхозных полях, - персонаж не из реальной жизни. Вообще, там всё с определенной философской подоплекой, есть над чем подумать. В принципе, такие спектакли – на любителя. Не каждый поймет, в чем суть и смысл, и не каждому понравится. Но лично мне понравилось. И очень любопытно стало познакомиться с другими пьесами Н. Садур. А также есть мысль сходить на этот спектакль еще раз и взять с собой кого-нибудь, кто интересуется и занимается разного рода духовными практиками, восточными философиями, эзотерикой, йогой и т.п. (а у меня есть некоторые знакомые, приятельницы, которые подобными вещами увлекаются, - вот с ними было бы интересно обсудить этот спектакль).
  Билеты в «Сферу» на камерную сцену стоят 300 р.

Дополнение 2011 г.:  Нашла в И-нете и  решила вставить сюда небольшой кусочек из аннотации к данному спектаклю на сайте театра «Без вывески» (маленький театр в Северном округе Москвы, кажется, любительский, в нем тоже идет аналогичный спектакль):
«Загадка скрыта уже в названии: чУдная баба или чуднАя баба? … В «Чудной бабе» - встреча с бабой чуднОй; силой, кажется, жуткой, мистической, человеку неподвластной. Это напоминание о том, что человек смертен, напоминание об ответственности за себя самого и землю, на которой мы живем».
Я прочитала эту аннотацию уже после того, как описала свои впечатления от спектакля в своем дневнике,  теперь вот решила вставить сюда фрагмент.

8 июня: «Школа любви» в театре Российской Армии (малая сцена).
  Это тот самый спектакль, на который мы с коллегами попытались попасть 16 мая. Но поскольку тогда была замена, мы купили билеты еще раз. Этот спектакль поставлен Андреем Житинкиным по мотивам пьесы К. Хиггинса «Гарольд и Мод».
  Одна из коллег была вместе с дочерью-студенткой. Так вот, ее дочери спектакль совершенно не понравился. А двум моим коллегам понравился. Что же касается моего мнения, то, в принципе, спектакль неплохой, посмотреть можно, но по сравнению с аналогичным спектаклем, который я видела несколько лет назад в театре «Сфера», этот, в т-ре Рос. Армии, впечатляет гораздо меньше. В «Сфере» спектакль был и смешнее, и трогательнее. Я, собственно, потому и захотела пойти на «Школу любви», что очень хотелось еще раз пережить те эмоции, которые вызвал в свое время «Гарольд и Мод» (в «Сфере» этот спектакль больше не идет, а про то, что в «Школе любви» тот же самый сюжет, я прочитала в И-нете). Но… тех же самых эмоций я не испытала. Коллегам моим не с чем сравнивать, они «сферовский» спектакль не видели. А я видела и могу сказать, что в сравнении с ним «Школа любви» проигрывает. Хотя актеры известные и многими любимые играют в данном спектакле: Людмила Касаткина (Мод), Лариса Голубкина, Анатолий Руденко (этого молодого актера сейчас можно часто видеть в телесериалах). Но игра Риммы Быковой в «Сфере» производила, гораздо более сильное впечатление, чем игра Л. Касаткиной.
   Пересмотрела после спектакля фотографии на сайте «Сферы», и мне показалосья, что даже на фото от Быковой и Ячевского исходит такая энергетика, какой нет в случае с Касаткиной и Руденко.

15 июня: «Страсти по Бумбарашу» в театре-студии под руководством О. Табакова
   Спектакль – просто супер! Смотрели вдвоем с коллегой (с которой на «Юнону…» ходили), обеим очень понравилось.
В главной роли – Евгений Миронов. Играет совершенно потрясающе! Даже если бы у этого спектакля не было бы никаких других достоинств, можно было бы идти на него уже только ради того, чтобы посмотреть на игру Миронова. Кстати, ему в конце такое море цветов подарили! В спектакле играли и другие довольно известные актеры: Ярослав Бойко, Андрей Смоляков, Ольга Блок-Миримская (все вышеперечисленные, кроме Бойко, Народные артисты РФ).
  Спектакль сделан, по сути, в форме мюзикла, в нем много поют, танцуют. Песни – те же, что и в фильме про Бумбараша. Автор и песен, и пьесы в целом – известный бард Юлий Ким. Произведения Кима обычно наполнены изрядной долей юмора, и данная пьеса – не исключение. В самой постановке немало интересных режиссерских подходов. Режиссер-постановщик – Владимир Машков. Хореограф – Алла Сигалова. В общем, сплошь известные имена.
  Спектакль классный, но и билеты, соответственно, дорогие: наши билеты в 10-й ряд партера на крайние места стоили 1000 р., а за центральные места 1-2-го ряда надо платить 3000 р. (это цены самого театра, номинальные, без какой-либо «накрутки»). При этом стоит отметить, что этот спектакль «Табакерка» обычно показывает не на своей собственной, студийной сцене на Чистых прудах (их сцена для этого, видимо, мала), а на сценах других театров. В данном случае, например, спектакль шел на сцене Российского Академического Молодежного театра. И я не исключаю, что это обстоятельство может тоже оказывать какое-то влияние на цены билетов. Может быть, на разных сценах и цены даже немного разнятся на этот спектакль.

19 июня: «Горе от ума» в театре «Современник»
   Данная постановка «Горя…» оказалась не совсем классической, но довольно любопытной (режиссер Римас Туминас). Много известных актеров занято в спектакле: например, Фамусов – Сергей Гармаш, Чацкий – Иван Стебунов, Софья – Марина Александрова, а также В. Шалевич там играет и некоторые др.
    Мы ходили компанией в 5 человек, одна из коллег опять была с дочерью (это та девушка, которой не понравилась «Школа любви»). «Горе от ума» этой девушке, видимо, не понравилось еще больше, т.к. она вообще ушла в антракте.  Ну, а мы, четверо взрослых, досмотрели до конца и, в общем-то, не жалеем об этом. Хотя спектакль, конечно, способен вызывать неоднозначную реакцию. Идя потом, от театра к метро, обсуждали, что к чему: зачем на заднем плане дважды за спектакль пролетает аэроплан, почему в центре сцены поставлена печка, похожая на колокольню (ведь что-то она символизирует), ну и т.д., там немало таких моментов в спектакле, которые заставляют задуматься. У нас возникло желание найти в И-нете и почитать критические статьи об этом спектакле, ознакомиться с мнениями профессиональных театроведов и критиков. И мы это осуществили в ближайшие же дни. Поэтому далее я продолжу описывать спектакль не своими словами, а некоторыми цитатами из статей, местами, возможно, добавляя к ним свои комментарии. 

« Дом Фамусова – это поленница с дровами и огромный чурбан, на котором Фамусов проводит экзекуции над провинившимися: порет слуг и в куски рубит топором дочкины книги. Москва – это высоченная печь в виде колокольни Ивана Великого, устремленная в небо. А по черному небу, словно из другого спектакля, пару раз пролетал небольшой беленький самолетик, вызвавший особенное оживление в зале. Самолетик воспринимается как детская мечта Чацкого бежать, лететь куда-нибудь».

«Что бы ни ставил Туминас, он словно продолжает работу над одним и тем же спектаклем. На одну и ту же тему – сквознячного, промозглого человеческого одиночества. «Горе от ума» танцуется от печки – огромная, изразцовая, она водружена на сцене, как башня с бойницами. Дом Фамусова – его крепость… Фамусов – главное лицо этого «Горя», и не потому только, что отдан он Сергею Гармашу. Фамусов – хоть какая-то, но опора. …Если он не поддержит тепло в очаге, очаг развалится…»
  «Гармаш играет жирно, «с оттяжечкой», словно причмокивая от удовольствия – что особенно чувствуется в придуманной Туминасом сцене «домашнего театра». Сцена, которой нет у Грибоедова – чуть ли не лучшая в спектакле. Практически вымарав целый акт из пьесы (сцена бала, явление гостей, старухи Хлестовой, Графини- бабушки, Графини- внучки и пр.), Туминас заменил ее коллективным просмотром домашнего спектакля – слуги Фамусова (Петрушка и Лиза) разыгрывают перед гостями интермедию на тему известного жестокого романса «Черная шаль». Зрелище душераздирающее. Зал воспринимает его глазами Фамусова – оторваться от Сергея Гармаша в течение всей этой сцены невозможно. Он переживает представление как личную драму, и вся гамма чувств бурно отражается на его лице. Эта сцена – настоящий заслуженный бенефис артиста».

«В этом спектакле слова значат мало… Гораздо важнее слов – музыка, паузы, смех и вещи, которые у Туминаса часто бывают одушевленнее людей».

Когда мы обсуждали спектакль по дороге домой, то разошлись во мнениях о Чацком в исполнении И. Стебунова. Одна из коллег сказала, что ей очень понравился Чацкий в спектакле, а вот мне – так наоборот, не понравился. Правда, я поначалу не могла сформулировать, почему. Но когда статьи почитала, то поняла, в чем дело.
   «Чацкий в исполнении И. Стебунова – не герой и не резонер, а нечто среднее между гоголевским Хлестаковым и Бальзаминовым Островского. Он и обличает как-то не всерьез…»
«В Чацком (Иван Стебунов) действительно много детского – он сентиментален, обидчив и раним. Он очень старается быть взрослым – вызывающе бреется опасной бритвой, предварительно наточив ее о ремень. Безапелляционно влезает в политические споры. Флиртует с замужними дамами. Картинно курит дорогие сигары. Трогательный восторженный мальчик, одержимый своей юношеской влюбленностью в Софью, он отчаянно требует хоть толику надежды, трясет свою бывшую подругу за плечи, подсовывает ей детские игрушки. Ведь единственное, что их объединяет – это общее детство. Софья давно его покинула. А Чацкий – нет».
«У Туминаса, как мне показалось, Чацкий… - вообще фигура проходная. Транзитная. Приехал – уехал»  «Есть вечные ценности: кровь, семья, теплый родной человек.  А что там Чацкий наболтал – он и тарахтел как пулемет, да его и не слушали…».

  Почитав статьи, я отметила для себя, как точно почувствовала настроение и идеи  спектакля моя коллега – преподаватель литературы. В процессе обсуждения (сразу после спектакля) она сказала, что «Горе от ума» в данном случае поставлено так, что получился спектакль о разобщенности людей, они не слышат и не понимают друг друга, и в этом плане постанова получилась очень актуальной. Вот и в статьях тоже – про промозглое человеческое одиночество, про вечные ценности, такие, как семья.
(Цитаты здесь были приведены из нескольких статей; авторы Н. Агашина, К. Ларина, Е. Ямпольская).
   И еще стоит добавить, что если Чацкого в спектакле сделали проходной фигурой, то лакея Петрушу сделали, наоборот, одним из главных персонажей (его играет молодой актер Евгений Павлов). А поскольку слов у него в пьесе фактически нет, в спектакле его игра на пластике и жестах построена. Очень яркий персонаж получился.
  В заключении еще хочется упомянуть, что в студенческие годы я смотрела «Горе от ума» в Малом театре, с Виталием Соломиным в роли Чацкого.  Ну, та версия была чисто классической.
  

16 июля: «Доходное место» в театре «Сфера»
  Это премьера текущего сезона (2007-2008 гг.). И этим спектаклем данный сезон 16 июля, собственно, и закрывался. Спектакль по одноименной пьесе А. Островского. В нем занято довольно большое количество «сферовских» актеров (в «Сфере» не редки спектакли, в которых участвуют всего 4 - 6 актеров, а то и 2 – 3, а здесь - человек 10, ну, а если еще учесть, что у некоторых ролей по два исполнителя, два состава играет, то в целом задействован, можно сказать, «весь цвет» театра).
  Спектакль понравился. Проблемы, затрагиваемые в спектакле, звучат весьма актуально и современно. В пьесу 19 века режиссерской рукой очень удачно вплетены песни Б. Окуджавы. Поставил этот спектакль А. Коршунов.
  В этом спектакле я увидела в новом амплуа свою любимую «сферовскую» актрису Татьяну Филатову. В тех спектаклях, которые я видела раньше, Татьяна играла преимущественно нежных, женственных героинь, а здесь ее героиня в какой-то мере взбалмошная, а с другой стороны, властная.
  Билеты в «Сферу» на большую сцену стоят 500 р., независимо от места.

13 августа: мюзикл «Астрономия любви» в театре под руководством Г. Чихачева.
  Театр под руководством Геннадия Чихачева – музыкальный, в нем идут спектакли преимущественно в жанре мюзиклов, взрослые и детские. Раньше я в этом театре никогда не была, хотя он находится близко к месту моей работы. Но прочитала в «Моем мире» в блоге группы «Московские театры» сообщение одной девушки, в котором она рекламирует этот спектакль. И захотелось мне его посмотреть. Пошла – и не пожалела! Театр маленький, камерный, а уровень очень приличный. Актеры хорошо поют, голоса сильные. И постановка интересная. Мюзикл «Астрономия любви» поставлен на сюжет пьесы М. Себастьяну «Безымянная звезда» (фильм такой еще есть, с И. Костолевским и А. Вертинской).
   Кстати, я люблю камерные театры: в них какая-то домашняя атмосфера и актеры близко к зрителю играют, более тесный контакт происходит.
   Мой билет в первый ряд стоил 700 р.

 17 августа: «Не для меня» в театре им. Ермоловой (малая сцена)
    Спектакль по пьесе В. Гуркина «Саня, Ваня, с ними Римас». Название спектакля – это слова казачьей песни, которая несколько раз в нем звучит. В аннотации этого спектакля на  сайте театра в И-нете и в журнале «Театральная афиша» пишут следующее: «Ничто не остановит ход времени. Ничто не остановит смену поколений. Теперь уже и мы оглядываемся назад, чтобы попытаться осмыслить нашу историю. Теперь мы пытаемся пересказать ее своим детям…» В общем, меня это заинтересовало как историка.   
    Спектакль оказался об обыкновенных людях, живущих в глухой сибирской деревушке. Действие происходит в годы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы. Суть сюжета и смысл пьесы трудно объяснить кратко, в двух словах. Но спектакль хороший, очень хороший, на мой взгляд. Понравились и пьеса, и игра актеров, и режиссура (режиссер – В. Данцигер). Образы главных персонажей Гуркин «списал»  со своих собственных дедушек и бабушек и им же посвятил пьесу (это указано в программке). Хотя в пьесе нашли отражение определенные исторические реалии, но это отнюдь не историческое произведение и даже не на военную тематику. В какой-то мере это бытовая, семейная история, разворачивающаяся на фоне истории страны.
  Актеры в спектакле заняты малоизвестные, но играют хорошо. Правда, одно лицо показалось мне знакомым (Николая Токарева, я, кажется, видела, в каком-то кино, но точно не уверена). *
* (Приписка 2010 г.: не знаю, где я его видела раньше, но вот в недавнем прошлом, уже после спектакля, я его увидела в сериале «Кремлевские курсанты», по сути, случайно посмотрев одну из серий).
    Вообще, это уже второй за последнее время случай, когда я шла на спектакль, ничего такого особенного не ожидая от него, и вдруг, неожиданно для себя, оказывалась под впечатлением. Ну, т.е. мне никто этот спектакль не рекламировал, я не читала и не слышала ничьих отзывов о нем, только аннотацию прочла, да и сам театр имени Ермоловой особо не котируется, во всяком случае, у меня нет друзей и знакомых, которые были бы поклонниками этого театра, да и сама я в нем раза два или три бывала раньше, но не скажу, что меня сильно впечатлили спектакли этого театра. Поэтому, когда я шла на спектакль, я отнюдь не была уверена, что он мне понравится. Просто любопытно было посмотреть, что там  за сюжет, к которому написали такую аннотацию. И вдруг оказалось, что спектакль достаточно хороший, приятно удивил, я даже не против еще раз его посмотреть. И примерно такая же ситуация была со спектаклем «Не покидай меня!» и театром на Перовской.
   Правда, стоит отметить, что спектакль «Не для меня» поставлен не совсем театром Ермоловой. Он поставлен творческой мастерской «ТЕСТ». Но руководит мастерской Владимир Андреев, «ермоловский» актер и режиссер. И на обложке программки стоят два логотипа: и студии «ТЕСТ», и театра им. Ермоловой.
   После спектакля «Не для меня» мне еще повезло поприсутствовать на встрече и беседе с режиссером, с Данцигером. На спектакль пришла некая группа студентов, судя по всему, или из какого-то театрального вуза или из института культуры, с ними был, видимо, преподаватель, человек более солидного возраста, и вот он организовал этим студентам встречу с режиссером после спектакля, прямо в фойе. Я уже собиралась было уходить, как случайно услышала разговор: этот преподаватель говорил студентам, мол, подождите немного, сейчас публика разойдется, и режиссер к нам сюда выйдет. Я решила задержаться, ну, и когда студенты беседовали с режиссером, я стояла рядом и слушала. Вот из этой беседы, в частности, я и узнала про название спектакля, и что за песня в нем звучит. Но беседа была не только о данном спектакле. Студенты его спрашивали, например, что он еще планирует поставить в ближайшем будущем, и т.п.
   Билет в 4-й ряд малой сцены стоит 350 р. (там маленький зал, только партер).





Комментариев нет:

Отправить комментарий