Спектакли театра "Сфера"

Театр "Сфера" - необычный московский театр, расположенный в саду "Эрмитаж" (станция метро "Пушкинская"). Это камерный театр. Необычность его заключается в том, что его художественный руководитель Е. Еланская отказалась от традиционного разделения на сцену и зрительный зал и постаралась объединить актеров и зрителей в единую "сферу общения". Зрительный зал представляет из себя круговой амфитеатр (все места в нем съемные, так что в зале возможны разные трансформации), а в центре и между секторами амфитеатра - несколько сценических площадок. 

Театр "Сфера" является одним из моих любимых, поэтому я посвятила ему отдельную страницу (впервые я побывала в нем еще где-то в середине 90-х гг.).

Вот мои впечатления от "сферовских" спектаклей последних лет.
16 марта 2008 г.: «Он, она и любовник» 
   Спектакль по пьесе Д.Фо «Свободная пара». Сюжет: муж периодически изменяет жене, она ревнует, психует, пытается покончить самоубийством. Но муж ее постепенно убеждает, что в наше время верность в браке уже не актуальна, это анахронизм, надо быть свободной парой, и советует ей тоже завести себе любовника. А когда она действительно заводит  любовника, то оказывается, что муж на самом деле не в силах это пережить. В спектакле всего четыре персонажа: он, она, ее любовник, а еще 18-летний сын этой супружеской пары. Последние две роли – эпизодические, так что на сцене большую часть спектакля находятся только двое актеров. Это Василий Стоноженко, которого я уже неоднократно видела в «сферовских» спектаклях, и Надежда Перцева, игру которой довелось видеть в первый раз. Да, а еще там в одной коротенькой эпизодической роли – любовницы мужа – используют одну из зрительниц.
    Вообще-то мы с моей приятельницей-коллегой, учительницей технологии (или, по простому, труда для девочек)  шли в «Сферу» на спектакль «Красавец-мужчина» по пьесе А. Островского. Но попали на замену спектакля.
    Я, честно говоря, всю первую половину спектакля сидела с мыслью, что это не самый лучший спектакль, который мне доводилось видеть в «Сфере». Впечатления поначалу были так себе. Но финал (то, как он был сыгран) полностью изменил впечатление о спектакле и вообще вызвал массу положительных эмоций. Когда под конец спектакля выходят вместе, синхронно танцуя, Она (Антония) и ее любовник под песню «Секс бомб» и потом, всё так же двигаясь в танце, ведут диалог с Мужем – это что-то! Уже ради одного только этого эпизода стоит посмотреть спектакль. А моей коллеге спектакль вообще целиком и полностью понравился, говорит: смотрела на одном дыхании. Она, кстати, в «Сфере» первый раз была. И вообще по театрам ходит нечасто.
    Аналогичный спектакль – «Свободная пара», по этой же пьесе – идет, как я потом выяснила, еще в двух театрах Москвы. Надо будет потом как-нибудь сходить хотя бы на какой-то один из них, сравнить постановки.



18 апреля 2008 г.: «Доктор Живаго».
   На этом спектакле я уже в третий раз. И впечатления не ослабевают, спектакль не приедается. Видела этот спектакль и с Александром Коршуновым, и с Дмитрием Ячевским в главной роли (первый раз смотрела с Коршуновым, второй – с Ячевским, а в этот раз опять довелось увидеть игру Коршунова). Ячевского я видела после «Доктора…» еще и в др. спектаклях, а Коршунова, кроме того, первого, раза, больше нигде не видела. Трудно сказать, кто из них лучше играет роль Живаго. Когда второй раз посмотрела, с Ячевским, то показалось, что он лучше Коршунова. А сейчас вот снова посмотрела с Коршуновым и поняла, что он мне тоже очень-очень нравится.
   Девчонкам-одиннадцатиклассницам, которые со мной ходили, спектакль тоже понравился. Вот жаль только, что их мало ходило: всего четверо. Ну, у выпускников экзамены на носу, так что многим сейчас не до театров.
   А еще меня немного удручило, что не весь зал был заполнен, примерно треть мест, а, может, и больше, пустовала. Раньше, когда ходила на этот спектакль, был полный зал, и во время нашего недавнего просмотра «Он, она и любовник» тоже зал был заполнен. Понятное дело, когда пустуют места в плохом театре, на плохом спектакле… Но ведь это – замечательный спектакль. Единственное, чем могу объяснить такую ситуацию: спектакль в театре идет достаточно давно, с 1989 г., и его уже многие посмотрели. Вообще, в «Сфере» репертуар меняется достаточно быстро, в среднем спектакли идут не дольше пяти лет. А вот «Доктор Живаго» – спектакль-долгожитель, если можно так выразиться. Да, жаль будет, если его в скором времени снимут из-за того, что публика уже не идет на него.
    И еще было одно  опечалившее меня обстоятельство: в фойе театра был портрет в траурной рамке и цветы перед ним – оказывается, 12 апреля умерла народная артистка РФ Римма Быкова. Я ее видела в спектаклях «Гарольд и Мод» и «Приглашение в замок». Безумно жаль.

29 апреля 2008 г.: «Комедии» М. Зощенко (камерная сцена).
  Ходили с двумя коллегами (учительницей технологии и учительницей русского и лит-ры). Спектакль шел на камерной сцене. Были представлены две комедии Зощенко: «Неудачный день» и «Свадьба». Сюжет второй комедии оказался мне знаком – по нему есть худ. фильм (там жених на свадьбе не может узнать свою невесту, путает ее с мамашей, из-за этого происходят всякие курьезы). Эту комедию в «Сфере» сделали довольно музыкальной: вставили туда разные подходящие песни, романсы… И поют там буквально все участвующие актеры, хотя бы по куплету. В спектакле были заняты многие уже хорошо знакомые мне сферовские актеры, в том числе особенно любимый мной Дмитрий Ячевский (я, собственно, и выбрала этот спектакль во многом из-за того, что он там играет - знала это из афиши. Он, кстати, уже стал народным артистом, а пару лет назад был заслуженным). А еще этот визит в «Сферу» был примечателен тем, что мне впервые довелось поучаствовать в действии: в начале спектакля (первой пьесы) один актер дал мне в руки рыбку пластмассовую и сказал, чтоб никому не отдавала, а др. актер в середине спектакля у меня ее забрал, а третий потом спрашивал: «Где рыбка? Нету?».
   Мне спектакль доставил большое удовольствие, понравился полностью. А учительнице технологии по-настоящему понравилась только вторая часть (вторая комедия), а первая – не очень. А коллега-литератор, отмечая, что спектакль вполне неплохой, сказала при этом, что Зощенко сейчас уже как-то не актуален, поэтому вряд ли по его произведениям можно поставить какой-либо театральный шедевр, вызывающий восторг у зрителя. Ну, может быть… Может, она и права. И пусть данный сферовский спектакль – не шедевр, но лично я вполне приятно провела  вечер.

10 мая 2008 г.: «Кандида» в театре «Сфера».
    Мне захотелось пойти на этот спектакль после того, как я в И-нете на сайте «Сферы» прочитала на форуме целый ряд восторженных отзывов об этом спектакле и о блистательной игре в нем молодого актера Сергея Загорельского (мне довелось видеть его в паре сферовских спектаклей, но в эпизодических ролях. А тут у него одна из центральных ролей). Но главное – не в этом. Главное, что там, на форуме, многие проводят параллель между этим спектаклем и полюбившимся мне в свое время спектаклем «Гарольд и Мод», который, к сожалению, где-то году в 2005-м был снят с репертуара. И некоторые пытаются представить, как бы Загорельский сыграл роль Гарольда. (Вообще, исполнителем роли Гарольда был Д. Ячевский, и именно с ним я видела дважды данный спектакль. Потом, когда Ячевский уже по возрасту не подходил для данной роли, его заменил Коршунов-младший, Степан. Но он играл недолго, спектакль сняли. Кто видел, говорят: Ячевский был лучше. Но я лично не видела со Степаном спектакль. А вот на счет Загорельского многие, кто видел его в «Кандиде», предполагают, что он мог бы быть достойной заменой Ячевскому в роли Гарольда. Вот мне и захотелось посмотреть на работу Сергея в "Кандиде").
    Были для меня и др. привлекающие факторы в «Кандиде». Это опять же участие любимых мной сферовских актеров: в роли Кандиды – Татьяна Филатова, в роли ее супруга – Дмитрий Ячевский. А поставил этот спектакль А. Коршунов. Я видела его в актерском амплуа, интересно стало познакомиться с ним как с режиссером. (Большинство спектаклей в «Сфере» ставит ее худож. руководитель – Е. Еланская. А тут – другая режиссура. Любопытно же).
    Спектакль произвел вполне приятное впечатление. Даже хочется как-нибудь сходить еще раз, тем более, что Загорельского, которого все так хвалят, я не увидела. Там есть еще один молодой актер, исполняющий ту же роль, - Иван Голев, и я попала на него. Но он тоже, на мой взгляд, достойно играет.
    В очередной раз очаровала Т. Филатова. А вот на счет Ячевского после двух последних спектаклей у меня складывается какое-то ощущение, что когда он был моложе, он на меня производил большее впечатление (и своей игрой, и внешностью). А может, просто дело в том, что раньше я его видела в более лирических ролях, и такие роли ему больше удаются, чем, скажем, комедийные (как в спектакле по Зощенко) или какие-то др. Кстати, я все чаще вижу его по телевизору – то в одном, то в другом сериале. Но в кино у него всё время какие-то эпизодические роли, не дающие ему проявить себя.
   Если говорить о самой пьесе "Кандида" (автор: Б. Шоу), то в двух словах можно было бы описать ее суть примерно так: пьеса о том, как молодой поэт влюбился в замужнюю даму намного старше его, и о том, кого и почему эта дама в итоге предпочла.
    Еще хочется отметить, что обычно в спектаклях «Сферы» используется минимум декораций, а тут была довольно громоздкая декорация, занявшая целых два зрительских сектора (т.е. с двух находящихся рядом секторов были сняты кресла и установлена эта декорация. Соответственно, зрителей в зале из-за этого помещается меньше, чем на др. спектаклях).

6 июня 2008 г.: «Чудн`ая баба»  (камерная сцена)
В спектакле объединены две короткие пьесы Нины Садур: «Поле» и «Группа товарищей».
Одну из главных ролей – вот этой самой Бабы – играла Ирина Мреженова, хорошо знакомая мне по роли Лары в спектакле «Доктор Живаго».
   Сюжет очень необычный, в чем-то фантастический, нереальный. Хотя место и время действия вполне реальные: в нашей стране, в нашем недавнем прошлом (в советское время, когда существовала практика посылать горожан, работников заводов и НИИ, осенью в помощь колхозам, собирать урожай). Но вот эта самая Чудная баба, с которой встречается горожанка, отставшая в колхозе от своих коллег и заблудившаяся на колхозных полях, - персонаж не из реальной жизни. Вообще, там всё с определенной философской подоплекой, есть над чем подумать. В принципе, такие спектакли – на любителя. Не каждый поймет, в чем суть и смысл, и не каждому понравится. Но лично мне понравилось. И очень любопытно стало познакомиться с другими пьесами Н. Садур. А также есть мысль сходить на этот спектакль еще раз и взять с собой кого-нибудь, кто интересуется и занимается разного рода духовными практиками, восточными философиями, эзотерикой, йогой и т.п. (а у меня есть некоторые знакомые, приятельницы, которые подобными вещами увлекаются, - вот с ними было бы интересно обсудить этот спектакль).
  Билеты в «Сферу» на камерную сцену стоят 300 р.

Дополнение 2011 г.:  Нашла в И-нете и  решила вставить сюда небольшой кусочек из аннотации к аналогичному спектаклю на сайте театра «Без вывески» (маленький театр в Северном округе Москвы, кажется, любительский, в нем тоже идет аналогичный спектакль):
«Загадка скрыта уже в названии: чУдная баба или чуднАя баба? … В «Чудной бабе» - встреча с бабой чуднОй; силой, кажется, жуткой, мистической, человеку неподвластной. Это напоминание о том, что человек смертен, напоминание об ответственности за себя самого и землю, на которой мы живем».

16 июля 2008 г.: «Доходное место» 
  Это премьера текущего сезона (2007-2008 гг.). И этим спектаклем данный сезон 16 июля, собственно, и закрывался. Спектакль по одноименной пьесе А. Островского. В нем занято довольно большое количество «сферовских» актеров (в «Сфере» не редки спектакли, в которых участвуют всего 4 - 6 актеров, а то и 2 – 3, а здесь - человек 10, ну, а если еще учесть, что у некоторых ролей по два исполнителя, два состава играет, то в целом задействован, можно сказать, «весь цвет» театра).
  Спектакль понравился. Проблемы, затрагиваемые в спектакле, звучат весьма актуально и современно. В пьесу 19 века режиссерской рукой очень удачно вплетены песни Б. Окуджавы. Поставил этот спектакль А. Коршунов.
  В этом спектакле я увидела в новом амплуа свою любимую «сферовскую» актрису Татьяну Филатову. В тех спектаклях, которые я видела раньше, Татьяна играла преимущественно нежных, женственных героинь, а здесь ее героиня в какой-то мере взбалмошная, а с другой стороны, властная.
  Билеты в «Сферу» на большую сцену стоят 500 р., независимо от места.


17 сентября 2008 г.: «Лолита» 
   Спектакль по известному произведению Набокова, так что пересказывать содержание нет необходимости.
  Спектакль понравился. В главных ролях – Василий Стоноженко и молодая актриса Валентина Абрамова. Поразил Д. Ячевский – своими перевоплощениями (он там две роли играет).
   В спектакль интересно и удачно вплетена музыка Жоржа Бизе/ Родиона Щедрина («Кармен-сюита» и «Арлезианка-сюита»). Особенно впечатляет выход актеров на поклон под бравурно-торжественный марш из «Кармен».

5 октября 2008 г.: «Маленький принц» в театре «Сфера»  (в сравнении со спектаклем «Путешествие маленького принца» театра «Модернъ»)
    Незадолго до этого (20 сентября) я ходила с 10-летним племянником на аналогичный спектакль в театр «Модернъ» (там он называется «Путешествие маленького принца» и предназначается детям). А в «Сферу» пошла уже сама по себе (в смысле – без ребенка), т.к. я вообще-то давно уже хотела посмотреть там этот спектакль, а тут еще стало интересно сравнить постановки.
   В «Модерне» спектакль яркий, зрелищный, очень музыкальный (во многом похож на мюзикл). Декорации красивые. Дети 8 – 12 лет его очень хорошо воспринимают и понимают. Но вот для более старших детей он, пожалуй, уже не столь интересен, простоват. Ну, его, видимо, и ставили в расчете на возраст начальной школы. Поэтому сократили и упростили  сюжет, убрав такой персонаж, как Летчик, и встречу Маленького принца с ним (а вместе с этим во многом утратилась и философская глубина произведения). Кстати, Пьяницу детям тоже не стали показывать.
    В общем, если оценивать этот спектакль как детский, то он мне понравился. С точки зрения того, как надо ставить для детей, поставлено очень хорошо. Но если оценивать этот спектакль как «экранизацию» литературного произведения, т.е. с точки зрения того, насколько верно передан замысел Экзюпери, идеи, заложенные в его произведении, то в этом плане мне спектакль меня не устроил. А еще мне не понравился вокал актеров, исполнение вокальных номеров: и голоса слабоваты, и слова не всегда разборчиво слышны.
    Спектакль «Маленький принц» в театре «Сфера» не позиционируют как детский. Там он идет вечером, как взрослый спектакль.
    В «Сфере» спектакль на 95 % соответствует тексту Сент-Экзюпери, и идет этот текст, а также и развитие действия, в той же последовательности, что и в книге. И здесь философская глубина произведения, на мой взгляд, полностью сохранена. Хотя кое-кого из персонажей здесь тоже нет, а именно: Маленького принца. Здесь, как и в книге, всю историю рассказывает Летчик (актер Александр Коршунов) и он же сам изображает принца (и говорит за него более тонким голосом). Кстати, и всех персонажей, с которыми встречается принц до того, как попадает на Землю, тоже играет один актер (А. Алексеев), перевоплощаясь и переодеваясь. Вообще, в «сферовском» спектакле впечатляет игра актеров. Я бы не сказала, что в «Модернъ» актеры играют плохо, но когда увидела, как сыграны те же роли в «Сфере», то поняла, что эта игра – на порядок выше. Особенно великолепен Лис в исполнении Василия Стоноженко. А вот в «Модерне» мне из персонажей больше всего понравился Честолюбец (как сыгран).
   Но однако для детей «сферовский» спектакль, думаю, менее привлекателен: декораций почти нет, костюмы тоже чисто символические, а первые 30 минут представления идут как «моноспектакль» Коршунова, а детям такой получасовой «моноспектакль» воспринимать тяжело. В зале были дети, начиная лет с 11-12-ти и старше. И я видела, что два мальчика лет 11-ти, сидящие передо мной, через 20 мин. после начала спектакля явно заскучали.
   На спектакле в «Модерне» дети были в основном помладше: как раз до 12-ти лет. Самые маленькие – лет 5-6-ти, но таких было мало, в основном лет 9-10. Вообще, лично мне кажется, что 5-6 лет – это слишком рано для такого спектакля, даже в «модерновском» варианте. Само по себе произведение Сент-Экзюпери предназначено отнюдь не для малышей, и я бы, например, своего ребенка-дошкольника на спектакль по нему не повела бы.

6 ноября 2008 г.:  «Исповедь Розы» 
   Этот спектакль поставлен по книге воспоминаний Консуэлы Сент-Экзюпери, жены писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Антуан называл жену «моя Роза», поэтому спектакль носит такое название. Он – об их любви, об их взаимоотношениях. Это премьера данного сезона в «Сфере». Но на сайте театра уже успели появиться отзывы зрителей, и я их читала до того, как пойти на спектакль. Они весьма противоречивы. Причем отношение разное и к самому спектаклю, к игре актеров, и к содержанию пьесы, к тому, как показан Сент-Экс. Приведу здесь парочку высказываний:
«ТРЕТИЙ ДЕНЬ НАХОЖУСЬ ПОД ВПЕЧАТЛЕНИЕМ ПРЕМЬЕРЫ «ИСПОВЕДЬ РОЗЫ». ПРЕМЬЕРА ПРИЯТНО МЕНЯ УДИВИЛА, ДАЖЕ ГЛУБОКО ПОТРЯСЛА, СЕРЬЕЗНО ЗАТРОНУЛА СТРУНЫ ДУШИ ТАКИМ ОТКРОВЕННЫМ, ПРОНЗИТЕЛЬНЫМ ПРОЧТЕНИЕМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ВОСПОМИНАНИЯ РОЗЫ», ГЛУБОКОЙ ЛЮБОВНОЙ ДРАМОЙ… МЕНЯ ПОРАЗИЛА ИСКРЕННОСТЬ, СМЕЛОСТЬ, ОБЪЕКТИВНОСТЬ ЕКАТЕРИНЫ ИЛЬИНИЧНЫ ЕЛАНСКОЙ (прим.: глав реж), НЕ ПОБОЯВШЕЙСЯ СНЯТЬ МАСКУ С ГЕРОИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ АНТУАНА ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ. И МЫ УВИДЕЛИ ЖИВОГО ОБЫКНОВЕННОГО МУЖЧИНУ, ПОДВЕРЖЕННОГО, КАК ПОЧТИ ВСЕ ЛЮДИ СТРАСТЯМ…»
«Лично в моей душе спектакль не затронул ровным счетом ничего. Я смогла увидеть перед собой только девушку без внутреннего стержня, не ценящую и не любящую себя, и мужчину, умело манипулирующего этой дамой. Мне, если честно, стало удивительно, как такой человек смог написать "Маленького принца"?!»
   Меня лично такие противоречивые мнения заинтриговали. И к тому же у меня нашлась подруга, которая интересуется личностью Сент-Экзюпери. В общем, мы решили сходить. Она при этом еще одну свою приятельницу взяла.
    Спектакль (с точки зрения театральной постановки) мне понравился в основном, хотя какие-то моменты были скучноватыми и затянутыми немного. А вот что касается личности Сент-Экзюпери, то действительно возникает удивление: как ТАКОЙ человек мог написать «Маленького принца»?! Писатель показан там в достаточно неприглядном свете.
   А вот у моей подруги и особенно у ее приятельницы впечатления от спектакля оказались преимущественно отрицательными (как я поняла, это связано в основном  именно с содержанием спектакля).
    Кстати, раньше у многих сферовских спектаклей были прологи в фойе, а сейчас  мне что-то редко доводится такие прологи видеть. Но вот этот спектакль сделали с прологом, в котором немного рассказывают о самом Сент-Экзюпери,  дают некоторые биографические сведения, и о его жене и ее книге воспоминаний.


23 ноября 2008 г.: «Театральный роман» 
   Спектакль по пьесе Булгакова. Он неплохой, но в то же время не могу сказать, что он мне сильно понравился. Впечатления какие-то такие средние. Писать какие-то дополнительные подробности здесь в общем-то нет желания.

7 марта 2009 г.: пересмотрела заново «Кандиду».
Уже писала здесь об этом спектакле. Здесь скажу только, что во второй раз получила не меньшее удовольствие, весь остаток вечера находилась под впечатлением. Тем более, мне на этот раз удалось увидеть в этом спектакле С. Загорельского. Игра Загорельского мне понравилась, пожалуй, больше, чем Голева.
Примечание 2012 г.:  на сегодняшний день этот спектакль в театре "Сфера" уже не идет. снят с репертуара.

17 марта 2009 г.: «В лесах и на горах»
   Спектакль поставлен по произведениям Мельникова-Печерского. Он длинный, идет четыре часа, но смотрится на одном дыхании и очень впечатляет. Сразу могу сказать, что это один из самых лучших спектаклей, которые я видела в «Сфере».
   Можно сказать, что в спектакле всё буквально дышит эдаким славянством, русской стариной. Народные песни, народные танцы, колокольные звоны, старинные обычаи и обряды, – в общем, живое дыхание былых веков. Это ощущение старины и русскости усиливают две внушительных размеров декорации (одна – в виде части дома, а другая – что-то типа частокола с тяжелыми дубовыми воротами). Ну, и само произведение, сама сюжетная история трогает за душу, заставляет переживать. Тем более, что и актеры хорошо играют, а также замечательно поют и пляшут. В спектакле звучит исключительно «живая» музыка. В общем, я несколько дней находилась под впечатлением от спектакля. И тут же начала активно рекламировать его своим коллегам. Уже собираемся устроить коллективный поход в театр на этот спектакль. Кстати, наши учителя литературы говорят про Мельникова-Печерского, что это хороший автор, и что его книги «В лесах» и «На горах» интересны и весьма впечатляют. Надо будет почитать.


17 мая 2009 г: повторно «В лесах и на горах»
   Привела целую группу коллег. Сидели мы на этот раз не там, где я сидела при первом просмотре. Вообще, с другого места, из др. сектора смотреть любопытно: как будто даже немного по-другому тот же самый спектакль смотрится. Первый раз я сидела в первом секторе, который считается самым лучшим (именно в нем обычно сидит худрук театра Е. Еланская, она часто присутствует на спектаклях). И сидела в пятом ряду. А в этот раз у нас были билеты в третий сектор, в первые два ряда (в первый сектор не оказалось нужного количества билетов, когда покупали). Я сидела в первом ряду. Сделала для себя вывод, что танцы (по крайней мере, в этом спектакле) лучше смотреть с более высокого места (как было в первый раз). Да и вообще, то место, на котором я сидела в этот раз, было гораздо менее удобным во многих отношениях, но всё равно с другого ракурса посмотреть любопытно (когда второй раз смотришь, уже не так принципиально, чтоб всё было идеально видно). А артисты в этот раз играли практически все те же самые (в частности, жена Чапурина – Корюшкина,  Манефа – Мреженова, Настенька – Ишимцева, бес - Загорельский). Лишь вместо любимой мной Т. Филатовой была в этот раз Е. Елова. А вообще любопытно было бы еще и на другой состав посмотреть. Хотя у большинства ролей там по одному исполнителю, и только у некоторых – по два-три.
  Всем моим коллегам спектакль понравился.

30 мая 2009 г.: «Я пришел дать вам волю»
  Спектакль по одноименному произведению В. Шукшина – про Степана Разина. В главной роли был актер Анатолий Смиранин. (у роли С. Разина есть и еще один исполнитель – А. Пацевич, но в этот день был Смиранин, его фамилия стоит в программке на первом месте). Я давно хотела посмотреть этот спектакль (премьера была в марте 2007 г.). И вот, наконец, желание осуществилось. Спектакль мне очень понравился. Понравилась и режиссура, и игра актеров, и само содержание, и художественное оформление. Мы ходили вчетвером (с коллегами), коллегам тоже понравилось, но одна сказала, что спектакль длинноватый, устаешь к концу (продолжительность спектакля – 3 часа). В спектакле имеют место и танцы, и песни (в частности, использована песня Высоцкого «Кони привередливые», народные песни), и постановочные бои. И очень интересное и оригинальное оформление: вместо декораций – проекция с компьютера через мультимедиа-проекторы на стены, затянутые белым полотном. То показывают пейзажи, то избу, то храм, то Красную площадь (в зависимости от того, где происходит действие). Некоторые виды были безумно красивыми. И еще интересный момент: когда, ближе к концу спектакля, Разин уже был в сложном положении, близок к поражению, с потолка, падая, быстро развернулась сетка, а через несколько секунд – вторая, и Разин оказался в узком коридоре между этими сетями. Стал метаться между ними, пытался как бы разорвать их. Так вот аллегорично показали, что царские войска его уже загоняют в угол, что он обречен. Кстати, фигура самого Разина в спектакле показана неоднозначной: с одной стороны, вроде, борется за справедливость, защищает обиженных, а, с другой, - сам творит жестокости, порой стремится к победе любой ценой – неважно, с какими жертвами, ну, и т.п.

5 (?) сентября 2009 г.: «Человек из СССР» в «Сфере»
Премьера, вышедшая в июне. Спектакль поставлен по раннему произведению В. Набокова – о жизни русских эмигрантов в Берлине. На меня он сильного впечатления не произвел, смотрится тяжеловато (кстати, он идет два с лишним часа без антракта). И вообще, эмигрантская тема мне не близка, мало меня волнует. Да и состав играл не тот, который я хотела увидеть (хотелось попасть на Ячевского с Филатовой, а попала на Смиранина со Шмелевой).

26 ноября 2009 г.: «Цезарь и Клеопатра» в театре «Сфера».
Пьеса Бернарда Шоу. В ней высказывается несколько необычная версия взаимоотношений Цезаря и Клеопатры. Дескать, они на самом деле не любили друг друга, а просто притворялись, «играли в любовь», ради того, чтоб использовать другого в своих целях (для достижения власти и т.п.). Я ходила с четырьмя коллегами, впечатления у нас у всех разные. Лично мне спектакль понравился. И сама история, сюжет были интересны, и декорационное решение, вообще оформление спектакля, костюмы, весь этот египетский антураж понравились. В этом спектакле, как и в «Я пришел дать вам волю», использовались мультимедиа-проекции с компьютера. Плюс обычные декорации. Еще двум моим коллегам тоже более-менее понравилось, а одна сказала, что спектакль скучный, какой-то слишком философский. Ну, она вообще больше всего любит спектакли опереточного плана, чтоб с песнями, с танцами (а здесь ничего этого не было). А что касается «слишком философский» - в спектакле были такие моменты, где Цезарь высказывает свои мысли о том, как надо править, «философствует», если можно так сказать. Но мне, в принципе, и это было интересно. 
  А еще одна коллега, которая по образованию режиссер, несколько лет работала на ТВ, а сейчас ведет у нас в школе театральную студию, сказала по поводу спектакля следующее: срежиссировано интересно, но спектакль несколько перегружен (ну, в частности, вот этой философией), а что касается актерской игры, то исполнители главных ролей (И. Сидорова и  А. Парра) играют хорошо, а актеры, играющие второстепенные роли, слабоваты. Но ей при этом захотелось почитать соответствующую пьесу Шоу и выяснить, поставлен ли спектакль целиком по пьесе или же «по мотивам» пьесы.
   Кстати, если судить по аплодисментам в конце спектакля, то в целом зрителям не слишком понравилось, поскольку аплодировал народ как-то вяло.
Билеты в «Сферу» стоят по-прежнему 500 р.
  
26 декабря 2009 г.: «Троил и Крессида».
   Пьеса В. Шекспира. Действие происходит во времена Троянской войны. В спектакле довольно много действующих лиц. Заняты в нем преимущественно молодые актеры. В спектакле имеют место довольно эффектные танцы.
   Ходили с племянником-одиннадцатиклассником. Спектакль нам понравился.

10 марта 2010 г.: «Не любовь, а судьба» в театре «Сфера» (камерная сцена)
 Смотрела этот спектакль в третий раз. И в очередной раз получила удовольствие. И впервые увидела в этом спектакле Ирину Сидорову (до этого два раза попадала на Т. Филатову). Но Филатова, пожалуй, лучше в данной роли (роли Тани).


10 июня 2010 г.: «Ученик лицея» .
   Спектакль о юном А. Пушкине, поставленный ко дню его рождения (премьера была 6 июня, а мы были на втором по счету спектакле; короче, этот спектакль – совсем новый в «Сфере»). Ходили с коллегами, спектакль нам очень понравился, а мне даже захотелось после этого почитать что-нибудь о Пушкине, его детстве, юности и т.п. И весьма впечатлил исполнитель роли Пушкина молодой актер Д. Береснев, очень темпераментный и артистичный.

18 июня 2010 г.: «Колокола»  (Камерная сцена театра).
  Сразу скажу, что этот спектакль – одно из самых ярких моих театральных впечатлений за последние пару месяцев. Просто супер! Всем бы рекомендовала. Это тоже премьера в «Сфере» (правда, вышел спектакль несколько раньше, чем «Ученик лицея», еще весной где-то). Легкий, изящный лирический спектакль о любви… С периодически звучащими песнями в исполнении Джо Дассена (хотя в спектакле используется и другая музыка, но Джо Дассен – как некий лейтмотив, что ли). Одно «но» (для некоторых, не для меня): в спектакле заняты всего два актера плюс танцовщица, причем актеры молодые, не известные широкому зрителю (хотя известные поклонникам «Сферы», т.к. не первый год в этом театре играют). Некоторых людей этот факт останавливает: предварительно спрашивают, кто играет, и, узнав, что всего два актера да с неизвестными им фамилиями, не хотят идти на такой спектакль. А зря!
  Спектакль довольно короткий – идет всего час с небольшим, без антракта. И когда он неожиданно заканчивается, становится как-то жаль, испытываешь ощущение: «хорошо, но мало».


28 октября 2010 г.: «Колокола» (повторно).
Это я трех своих коллег водила посмотреть. Всем понравилось. Одна потом очень интересовалась, чья это пьеса и какие у этого автора еще пьесы есть (кстати, автор - Г. Мамлин). А я в этот раз купила два букета и подарила обоим – и Кате Ишимцевой, и Паше Гребенникову.

25 декабря 2010 г.: «Человек из СССР» (повторно, на этот раз с учениками и коллегами)
   Коллега взяла билеты на этот спектакль, для своего 9-го класса, а я ей сказала, что для 9-классников спектакль сложноват, они не всё поймут, и вообще, вряд ли он им понравится. В итоге она из своего класса взяла человек 10, а остальные билеты решила пристроить учителям. Ну, я пользуясь случаем, тоже пошла с этой компанией. Хотя в первый раз спектакль мне не очень понравился, но вот одна моя знакомая говорит, что у нее "Человек из СССР" - самый любимый "сферовский" спектакль на данный момент. Подумалось: может, я чего-то не поняла и недооценила с первого раза, и стоит посмотреть еще. К тому же я смотрела не с тем составом, который хотелось бы увидеть. Так может, во второй раз повезет.
   Однако состав был опять тот же. И впечатления примерно те же. Но вот большинству моих коллег (кроме одной) спектакль понравился. Взрослых, кроме меня, было шесть человек: учителя плюс одна родительница. Ну, а что касается учеников, то, конечно же, поняли не все и не всё, и впечатления у всех разные.


29 января 2011 г.: «Человек из СССР»  (повторно)
    Юбилейный, 50-й спектакль. Я этот спектакль уже раньше видела (это по Набокову, о жизни русских эмигрантов в Берлине). И хотя он мне не очень понравился, решила сходить еще раз, потому что точно знала, что на юбилейном спектакле будет играть первый состав (а раньше я видела второй состав). И после этого повторного просмотра могу сказать, что с другим составом спектакль по-другому воспринимается, мне больше понравилось. Может, по случаю юбилея, а может, у этого состава всегда так происходит, но актеры на этот раз играли с каким-то особым драйвом, как мне показалось. И совсем не было ощущения скуки и затянутости.
 Полгода назад на Неофициальном сайте «Сферы» я познакомилась с одной девушкой, с которой у нас завязалась переписка на театральные темы. Так вот, ей этот спектакль очень нравится. И я еще и потому пошла повторно, что думала: может, я чего-то не поняла и не восприняла с первого раза, может, стоит, попробовать еще раз посмотреть. Правда, ей-то как раз другой состав нравится (она видела этот спектакль несколько раз, в разных составах, и ей больше всего понравился тот состав, который я видела первый раз – когда в главных ролях Смиранин – Шмелева – Загорельский). А мне вот больше понравились Ячевский – Филатова – Стоноженко. Но в целом всё равно этот спектакль не стал и вряд ли станет моим любимым, потому что мне в принципе эмигрантская тема как-то не близка.  
  По окончании спектакля выходила на сцену Е. Еланская (худрук театра), поздравляла актеров с юбилейным спектаклем, дарила им книги Набокова.

    А билет на этот раз удалось купить всего за 100 р. (оказывается, есть в театре льготные, «социальные» билеты, и мне такой случайно достался – покупала «с рук» лишний билетик).


17 февраля 2011: «Не любовь, а судьба» в театре «Сфера» - я в очередной (четвертый уже) раз посмотрела (напоминаю, что это по довлатовскому «Заповеднику», действие происходит в Пушкинских Горах). Какая-то у меня прямо маниакальная любовь к этому спектаклю и к соответствующему произведению Довлатова (меня ведь еще и перечитать «Заповедник» потянуло после этого просмотра, что я и сделала на днях). Со мной две приятельницы-коллеги ходили. Им понравилось, но, как я поняла, не до восторга, не до такой степени, чтоб они на него захотели пойти еще. Хотя я в данном конкретном случае шла на спектакль не столько из-за того, что мне самой очень захотелось его в очередной раз посмотреть, сколько, прежде всего, чтоб показать его своим приятельницам, которые его еще не видели.

15 октября 2011 г.: «Романтический возраст»  (на камерной сцене).
   Это премьера сезона 2010-2011. Пьеса А. Милна. Играл первый состав с Нелли Шмелевой и Сергеем Загорельским в главных ролях.
   Главная героиня, молодая девушка, мечтает выйти замуж за прекрасного принца, живет в романтических грезах, сватающийся к ней жених – служащий банка  ее не устраивает, она над ним насмехается. И однажды она действительно встречает такого мужчину, какой ей грезился, красавца, в одежде принца, и т.д. Правда, потом оказывается, что он просто ехал на карнавал, поэтому был в костюме принца, а на самом деле он обычный клерк. Она в какой-то момент разочаровывается, но потом всё равно влюбляется в него, и ей уже становится не принципиально, кто он по положению и роду занятий. Тем более, что и сама она отнюдь не принцесса.
    Пьеса (ее содержание) меня не очень впечатлила, не тронула душу. Но я получила большое удовольствие от игры актеров. А моей приятельнице-коллеге, с которой мы вместе ходили, вообще всё понравилось, она осталась очень довольна.

30 октября 2011 г.: «Цилиндр» в театре «Сфера»
Только что вышедшая премьера. Спектакль комедийного плана (пьеса Э. Де Филиппо). В главной роли и здесь была Нелли Шмелева (хотя у нее есть дублерша во втором составе).
    Этот спектакль мне больше понравился, чем «Романтический возраст» (и в частности, в плане содержания). Но всё же я бы не сказала, что это нечто супер. В «Сфере» есть спектакли лучше, более впечатляющие. Ходили мы втроем, все, в принципе, получили удовольствие, не жалеем, что пошли. Но вообще, я бы резюмировала так: если хочется пойти в театр, чтобы отдохнуть и развеяться, то «Цилиндр» - вполне хороший вариант, а если хочется чего-то для души и ума, то данный спектакль, собственно, не из этой серии.
  Билеты в «Сферу» в октябре еще по-прежнему стоили 600 р.

Продолжение следует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий