Поэтические программы С. Крючковой


Хотя поэтические вечера - это не спектакли, и то, что размещено на этой странице, прямого отношения к театральной теме не имеет, тем не менее... Очень хочется поделиться впечатлениями от замечательных поэтических вечеров, которые устраивает Народная артистка России Светлана Крючкова.

Вечер С. Крючковой "Два века русской поэзии". 
     21 января 2011г.  мы с коллегой-приятельницей были в Большой аудитории Политехнического музея, где выступала с поэтической программой Народная артистка России Светлана Крючкова. Я как-то по ТВ видела ее творческий вечер, на котором она, среди прочего, читала стихи, и мне запало в душу, как она читает, понравилось очень. И вот недавно из Интернета узнала, что 21 января у нее будет выступление в Политехническом, вечер поэзии. Решила непременно сходить. Вечер не обманул ожиданий. Программа называлась "Два века русской поэзии". Крючкова читала стихи Пушкина, Лермонтова, Баратынского, Бунина, Бродского, Ахматовой, Цветаевой, Д. Самойлова, М. Петровых. А в промежутках между стихами иногда рассказывала кое-что об авторах стихов, причем рассказывала факты не слишком известные (ну, по крайней мере, мне они не были известны), либо об истории создания того или иного стихотворения. Например, Крючкова говорила, что некоторые воспринимают Ахматову как какую-то такую трагическую поэтессу, с мрачным взглядом на жизнь, а, между тем, она была человеком с хорошим чувством юмора. И далее Крючкова привела по этому поводу некоторые примеры, и, в частности, такой эпизод: однажды Ахматову спросили, мол, а есть ли какая-то эпиграмма на Вас, которая Вам нравится, и поэтесса сказала «да» и привела эпиграмму И. Бунина «Любовное свидание с Ахматовой всегда кончается тоской. Как эту даму ни обхватывай - доска останется доской». Программа делилась на «мужское» и «женское» отделения, т.е. в первом отделении она читала стихи поэтов-мужчин, а во втором - женщин. Второе отделение мне особенно понравилось, хотя и первое тоже было хорошим. Во втором отделении, кстати, участвовал еще и младший сын Светланы, осуществлял музыкальное сопровождение на гитаре (он студент музыкального училища). В «мужском» отделении звучало примерно по два стихотворения от каждого поэта (в среднем), а в «женском», поскольку актриса выбрала всего трех поэтесс, звучало по 4-5 стихотворений каждой. При этом, переходя от творчества одной поэтессы к другой, Крючкова на несколько секунд исчезала за кулисами и меняла что-либо в своем облике, какую-то деталь: накидывала платочек на плечи или повязывала шарфик на шею, ну, и т.п.
     Вечер продолжался с 19 до 22 часов. Когда Крючкова объявила, что сейчас будет последнее стихотворение, мне стало грустно, что программа заканчивается. Всю ночь бы сидела и слушала, как она читает! В фойе продавались диски с ее поэтическими программами, но они не дешевые: по 300-400 р.  
     С. Крючкова живет в Петербурге и, как она сама сказала, в Москве выступает нечасто, чаще в Питере. А жаль. Хотя вот в феврале у нее еще будет целых два выступления в Москве (одно – программа, посвященная целиком Марине Цветаевой, а другое – программа, в которой Светлана будет исполнять песни из кинофильмов и спектаклей, ну и плюс стихи разные читать тоже). Хотелось бы попасть хотя бы на одну из них.

Творческий вечер С. Крючковой «Между любовью и любовью»
     Эта поэтическая программа, проходившая 7 февраля 2011 г.  в театре «Школа современной пьесы», была посвящена конкретно поэзии Марины Цветаевой. Она состояла из двух отделений: 1) любовная лирика Цветаевой, 2) гражданская лирика Цветаевой. Программа очень понравилась, также как и предыдущая программа Крючковой. Особенно понравилось второе отделение, а в нем наиболее впечатлил цикл стихов «К Чехии» (этот цикл – отклик М. Цветаевой на «Мюнхенский сговор» 1938 г. и присоединение к гитлеровской Германии чешской Судетской области) и некоторые места из поэмы «Лебединый стан» (это по поводу гражданской войны в России написано). Мало того, что тут сами стихи впечатляют, так это еще и прочитано было так потрясающе! По окончании народ кричал «Браво!». Вообще, должна признаться, что я не являюсь большим знатоком творчества и биографии Марины Цветаевой, скорее наоборот, знакома с ними постольку-поскольку. Дома у меня есть лишь небольшой сборник ее стихов (сборник карманного формата). Поэтому какие-то вещи, какие-то произведения и факты биографии были для меня открытием, когда я слушала С. Крючкову. В частности, поэмы «Лебединый стан» в моем сборнике нет, а из «Стихов к Чехии» есть лишь небольшая часть, но даже эту часть я никогда не читала, не интересовалась ими. А еще, я знала про дочь Ариадну и сына Мура, но не знала, что у Цветаевой была еще одна дочь, которая умерла от голода во время гражданской войны. Цветаева отдала своих дочерей в приют, т.к. дома ей было нечем их кормить в то голодное время, а в приюте худо-бедно кормили. Тем не менее одна из дочерей всё равно умерла от голода (там, в приюте). И по этому поводу Цветаева написала пронзительное стихотворение, которое тоже звучало в программе.
     Ну, собственно, одной из причин, по которым я пошла на эту программу, как раз и было желание получше познакомиться с творчеством Марины Цветаевой и лучше понять его. С. Крючкова, между прочим, серьезно к своим программам готовится: литературоведческие книги читает, мемуары разные и т.п.
     Билет в 5-й ряд стоил 2000 р.
  Ходила я на эту программу тоже с коллегой, но с другой (с учительницей литературы). И при этом выяснилось, что у нее дома есть диск с записью одной из поэтических программ Крючковой. Я попросила, чтоб она мне принесла послушать, и она потом принесла. Там, на этом диске, Крючкова читает любовную лирику Цветаевой. Я его прослушала два раза подряд, не могла оторваться. И теперь уже, можно сказать, «подсела» на поэтические программы Крючковой как на наркотик. Из того, что записано на диске, мне больше всего «запали в душу», полюбились «Поэма конца» и два стихотворения из цикла «Комедиант» («Вы столь забывчивы, сколь не забвенны» и «Ваш нежный рот – сплошное целованье», - они оба звучат под аккомпанемент гитары).


Комментариев нет:

Отправить комментарий