вторник, 28 февраля 2012 г.

Театральный дневник. Зима 2009 г.


Мои театральные впечатления января - февраля 2009 г.

3 января: «Мои дорогие мужчины» в театре «Модернъ»
  Спектакль, на мой взгляд, неплохой, только его бы смотреть не в праздничные дни. В период новогодних праздников хочется чего-нибудь легкого, развлекательного, смешного, музыкального. А тут, можно сказать, политизированная пьеса (автор – Ибрагимбеков), затрагивающая проблемы межнациональных отношений. Да еще и разные бранные слова время от времени встречаются. В общем, спектакль совсем не для новогодних праздников. И вообще, людям, идущим на него, лучше заранее иметь представление, что это за спектакль, о чем он, чтобы потом не было разочарований.
   В спектакле четыре героя: женщина и три мужчины (разного возраста и разных национальностей - мужчины, которых эта женщина в разное время любила). Действие спектакля, собственно, сводится к выяснению отношений между ними. На первый взгляд, может показаться, что это мелодрама (исходя из названия или аннотаций к спектаклю), но на самом деле, политический и национально-социальный аспекты в нем более важны, нежели мелодраматический аспект.

14 января 2009 г.: «Ревизор» в театре «На Юго-Западе»
   Напомню, что в этом театре я осенью смотрела «Мастера и Маргариту» с коллегой-литератором.
На этот раз мы ходили с этой же коллегой и несколькими нашими учениками-восьмиклассниками, а  еще с нами ходили две учительницы английского (одна из них – классн. руководитель этих восьмиклашек).
    Нельзя сказать, что гоголевская пьеса в данном спектакле осовременена, но в то же время полностью классической эту постановку тоже не назовешь. Действие, как и положено, происходит в 19 веке, костюмы тоже соответствуют эпохе, хотя и несколько стилизованные, сюжет пьесы полностью сохранен (хотя чуть-чуть сокращен). В этом плане всё классическое. Но в то же время… Как бы это объяснить… Игра актеров (манера игры) не классическая. И режиссерские ходы порой своеобразные. Приведу один из примеров. В пьесе есть эпизод, где Хлестаков после сытного обеда в богоугодном заведении ложится спать. В спектакле это обыграно так: все чиновники выстраиваются в линию, вытягивают руки вперед, а Хлестаков с разбега прыгает к ним на руки, и чиновники его (лежащего на руках) носят по сцене и поют «Боже царя храни».
    А еще в спектакле участвует маленький духовой оркестр (из четырех человек), который играет живую музыку, но при этом периодически намеренно выдает явно фальшивые ноты (видимо, намек на фальшивость всей этой ситуации, фальшивость поведения героев).
   Я полспектакля пыталась понять, нравится мне такой «Ревизор» или нет. Постепенно пришла к выводу, что нравится.
   Декораций опять же минимум (как в «Мастере…»). Теперь вместо железных щитов по периметру сцены были установлены зеркала (как некий символ: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» - такой эпиграф у пьесы Гоголя). Мебели вообще никакой на сцене нет.
   Из известных имен, занятых в спектакле, стоит отметить нар. артиста В. Афанасьева (в «Мастере…» – Пилат) и молодую актрису Ольгу Авилову (сама по себе она малоизвестна пока, но был такой известный актер - Виктор Авилов, ныне уже умерший, так вот, это его дочь).
   Две «англичанки» остались очень довольны спектаклем, буквально были в восторге. Нам с коллегой-литератором спектакль тоже доставил удовольствие, но не очень понравился Хлестаков. В этой роли был заслуж. артист Олег Леушев, исполнявший роль Воланда в «Мастере…», и, как справедливо отметила моя коллега, он играл Хлестакова с лицом Воланда. Ученики наши восприняли спектакль как-то средне, без восторгов. Одна  девочка сказала: «Мило, мило!», а один из мальчиков высказал мнение, что актеры переигрывают. А вот мальчишки из др. школы, одеваясь в гардеробе, обсуждали постановку и говорили: «Классный спектакль! Круто!». В общем, подытоживая, можно констатировать, что спектакль воспринимается неоднозначно, но все же в нем больше «плюсов», чем «минусов». Кстати, если сравнивать с «Мастером и Маргаритой» данного театра, то тот спектакль мне понравился больше, чем «Ревизор».

8 февраля: опера Моцарта «Свадьба Фигаро» в театре «Геликон-опера».
  Пойти в «Геликон-оперу» меня сагитировала одна коллега, которая уже была однажды в этом театре и ей понравилось. Я вообще-то не отношу себя к поклонникам оперного жанра; так, видела пару опер в юношеском возрасте («Чио-Чио-Сан» и «Князь Игорь» в старших классах школы и в студенчестве), но не скажу, что сильно понравилось. Местами было интересно (в «Князе Игоре», например, весьма впечатлили половецкие пляски) и музыка красивая, а местами было скучновато, к тому же я не всегда понимала слова, которые поют (может, неразборчиво звучали, а может, мой слух просто не приучен воспринимать оперное пение). В общем, после этих двух спектаклей как-то у меня больше не возникало желания ходить на оперу.
   А тут коллега расхвалила этот театр и при этом сказала, что там оперы идут не совсем в классической постановке, но постановки интересные, в чем-то необычные…  И я подумала, что, наверное, стоит сходить. Нужно всё же как-то приобщаться к мировой оперной классике.
   Приятные неожиданности начались прямо с порога: на контроле билетов, на продаже программок, на дежурстве у входа в зал и т.п. стоят симпатичные интеллигентные молодые парни в смокингах и галстуках-бабочках (а в большинстве театров эти функции выполняют старушки). Ну, и далее, по мере передвижений по театру, буквально на каждом шагу ощущаешь, что попал не куда-нибудь, а именно в культурное учреждение. Об этом говорит и интерьер помещения, и внешний вид сотрудников, ну и т.п. И вот еще одна любопытная деталь: на столике, где продаются программки, лежит «Книга отзывов» и на ее обложке под этим заголовком фигурирует такая фраза: «Неужели вы нам ничего не напишете?!» Прикольно! К числу приятных следует отнести и то обстоятельство, что в театре нам не пришлось нигде столкнуться с большими очередями – ни в туалете, ни в буфете, ни в гардеробе после спектакля. Возможно, это благодаря тому, что театр камерный, и там в принципе не так много зрителей. В общем, как-то всё везде быстро (в буфете и т.д.) и за антракт можно много чего успеть.
  Теперь о самом главном – о самом спектакле. Спектакль нам обеим очень понравился. Он шел 3 ч. 10 мин., но это время пролетело незаметно; можно сказать, что спектакль смотрится на одном дыхании. В спектакле очень много действия, в смысле, что актеры не стоят на месте, когда поют, а активно двигаются, что-то делают, разыгрывают какие-то пантомимичные мизансцены. И нередко в этих движениях, пантомимах присутствует юмор, что-то комическое. Правда, неожиданностью было то, что опера дается на итальянском. Однако над краем сцены под потолком висело электронное устройство, на котором бегущей строкой шли субтитры на русском.  Кстати, мне хорошо знаком сюжет Бомарше, на который написана опера, поэтому не так уж сильно требовались титры, в целом и так понятно, что происходит на сцене (я в свое время дважды смотрела видеозапись спектакля театра Сатиры с Андреем Мироновым в роли Фигаро).
   Очень красивые и интересные были декорации. В частности, там в начале спектакля в задней части сцены стояли такие деревья, которые позже раскрылись зонтиками и превратились в своеобразные беседки.
   А в начале, когда звучала увертюра, в боковой части сцены открылся экран, и на нем демонстрировались виды Севильи (города, где происходит действие), а также, насколько я поняла, фрагменты какого-то старого спектакля, др. постановки данной оперы.
   В последнем акте действие переместилось прямо в зрительный зал, актеры играли и пели в проходах, давали зрителям в руки свой реквизит на время подержать.
   Также стоит отметить, что цены на билеты не отличаются дороговизной: 300 – 400 руб. Там в зале только партер (рядов на двенадцать где-то), никаких балконов. Так что, в принципе, отовсюду видно и слышно хорошо, и цены в первые и в последние ряды не слишком разнятся между собой. И билеты купить, видимо, не слишком сложно. Во всяком случае, мы покупали дня за три до спектакля. Правда, билетов в продаже  на этот момент оставалось всего три, и все эти три места были не рядом, а в разных частях зала. Так что сидели мы с коллегой порознь: я в пятом, она в шестом ряду. А что касается видимости, то там между где-то третьим и четвертым рядом – довольно широкий проход (в нем и играли актеры в последнем действии). И тем, кто сидел в первых двух рядах, приходилось оборачиваться назад, чтобы видеть актеров, играющих в зале. С этой точки зрения, возможно, лучше не брать билеты на первый-второй ряд в данном театре (не исключено, что у них и в др. спектаклях в этом проходе играют).
  А вообще система у них там такая, что каждый спектакль идет по несколько дней подряд, а потом до конца сезона его уже не ставят в репертуар; на следующей неделе дается какой-то др. спектакль, и т.д. Т.е. вот «Свадьба Фигаро» шла ежедневно сейчас, на первой неделе февраля, а дальше, до закрытия сезона в июне, этого спектакля уже не будет. Вот потому-то мы с коллегой решили купить билеты, какие есть, пусть даже места не рядом, а то потом слишком долго надо будет ждать данного спектакля. Мы как раз попали на тот день, когда он последний раз в этом сезоне шел.
  А репертуар свой этот театр при такой системе обнародует на афишах и на своем сайте сразу на год или, как минимум, на полгода, а не на месяц – два, как другие театры.

11 февраля: «Однажды в Париже» в театре «Модернъ»
Пьеса В. Аслановой о престарелой больной актрисе, доживающей свой век, по сути, в одиночестве в какой-то убогой гостинице, но все еще мечтающей снова выйти на сцену, предающейся всяким фантазиям и самообману по поводу своей жизни, своей нужности людям. Главную роль играет Вера Васильева (не путать с Екатериной Васильевой или с Татьяной Васильевой!). Вообще-то она актриса театра Сатиры, а в «Модерне» играет по приглашению – только в этом спектакле. Кроме нее в спектакле заняты еще два актера, уже непосредственно «модерновских». В спектакле немало комичного, так что мы от души посмеялись. Все актеры играли хорошо, но особенно нам понравился молодой актер, игравший коридорного (служителя гостиницы). Вообще-то у этой роли два исполнителя, и один из них – мой валдайский знакомый, Илья Роговин. И я, в частности, и по этой причине хотела посмотреть этот спектакль (дабы увидеть его игру). Но мы попали не на него, а на др. актера.
   Сидели мы в первом ряду. Правда, после спектакля решили, что на пожилых актеров с такого близкого расстояния лучше не смотреть. В. Васильевой уже семьдесят с чем-то, и хотя она неплохо выглядит (стройная и т.п.), но всё же с близкого расстояния процесс старения явно заметен: и морщины видны, и видно, что ей уже тяжеловато играть, двигаться…
   А так, в целом, спектакль оставил очень хорошее впечатление.
   Кстати, этот мой вышеупомянутый знакомый, И. Роговин, где-то с прошлой весны является еще и телеведущим – ведет передачу «Курс личности» на телеканале «Звезда» по воскресеньям, рассказывает в ней о разных знаменитых людях (наших соотечественниках и современниках), о том, как они достигли своих успехов.

23 февраля: «Прошлым летом в Чулимске» в театре им. А. Пушкина.
  Спектакль по одноименной пьесе А. Вампилова. Режиссер-постановщик и исполнитель одной из главных ролей – Игорь Бочкин. Я в свое время, в юности, видела фильм по ТВ, снятый по этой пьесе. Фильм меня тогда заинтересовал, понравился. Потому и захотелось посмотреть данный спектакль. Это произведение – о любви. Действие происходит в одном таежном селе. Страсти героев спутываются в тугой клубок: кто-то любит безответно, кого-то любят сразу двое, и каждый готов бороться за свое счастье «руками и зубами». А заканчивается всё довольно печально.
  Но спектакль произвел гораздо меньшее впечатление, чем фильм. Какой-то он скучноватый получился.

25 февраля 2009 г.: мюзикл «Моя прекрасная леди» в театре Оперетты.
    Я вообще-то не поклонница театра оперетты, но одна из моих коллег настойчиво предлагала сходить в оперетту, ну, и вот мы пошли. Выбрали, правда, не оперетту в чистом виде, а довольно известный мюзикл Ф. Лоу по пьесе Б. Шоу «Пигмалион».
   Нас ходило 5 человек, и все мои коллеги были чуть ли не в восторге, расхваливали потом спектакль. А по мне – так это не самый лучший мюзикл, который мне довелось видеть.
Ну, с чисто современными мюзиклами (такими, как «Норд-ост»), конечно, сравнивать нелогично, потому что они слишком разные (по тематике, по эпохе, в которую происходит действие, и (как следствие) – по всему остальному: хореографии, декорациям и т.д.). Но вот если взять, допустим, «Человек из Ла-Манчи», то они одного плана. Но «Человек…» меня гораздо сильнее впечатлил, чем «…Леди». Затрудняюсь объяснить, почему. Но это факт.
Возможно, потому, что «Дон Кихот» само по себе более глубокое произведение, чем «Пигмалион», а еще потому, что там более интересная и оригинальная хореография (а здесь она чисто в опереточном стиле).
   А сидели мы на очень хороших местах – в середине третьего ряда партера. Цена билета – 1000 р.

Комментариев нет:

Отправить комментарий