воскресенье, 11 марта 2012 г.

Театральный дневник: май - август 2010


19 мая: «Листки из сожженной тетради» в Доме актера.
  Поскольку у нас школа имени Есенина, нам позвонили из этого Дома актера и сообщили, что у них есть спектакль о Есенине, пригласили посетить. Мы этим воспользовались. Ходило 15 старшеклассников и 4 учителей, в том числе я. И еще трое родителей учеников. Спектакль шел в малом зале Дома актера, т.е. обстановка была камерная. В спектакле занято всего восемь актеров, из них трое мужчин, а остальные – женщины. Причем все трое мужчин играют Есенина – в разных возрастах, на разных этапах жизни (и сами актеры немного различаются по возрасту). Приятным сюрпризом было для меня участие в этом спектакле актера театра «Сфера» Дмитрия Новикова. Спектакль по сути своей антрепризный, в нем заняты актеры из разных театров, но это не коммерческий проект, актеры заняты малоизвестные, билеты дешевые. Правда, если верить программке, все эти актеры являются «заслуженными» и «народными», либо лауреатами каких-то конкурсов (но не все - в масштабах России, кое-кто допустим, заслуженный артист Чеченской республики, Карельской АССР и т.п.). Никаких регалий не имеет только Новиков из «Сферы», но при этом он в этом спектакле мне и коллегам понравился как раз больше всего.
  Спектакль рассказывает об отношениях С. Есенина с женщинами: Зинаидой Райх, Айседорой Дункан, Галиной Бениславской, и о судьбах этих женщин. Актеры читают фрагменты из воспоминаний современников Есенина, стихи поэта и отрывки из поэмы «Анна Снегина», поют романсы на стихи Есенина. Ну, это не то чтобы традиционный спектакль со сквозным сюжетом, это «драматические этюды о Сергее Есенине» (так сказано в программке и так оно и  выглядит, по сути).
Спектакль нам всем понравился (и взрослым, и детям). И сам сценарий интересный, задумано оригинально, и актеры играют вполне неплохо, а Новиков вообще здорово играет и поёт. Вот единственное «но»: там была одна пожилая актриса, игравшая мать Есенина, и такое ощущение, что она перенесла инсульт, она говорила как-то с трудом, и мы (учителя) сошлись во мнении, что, пожалуй, не стоило бы ее выпускать на сцену.
  Спектакль относительно короткий, идет примерно час пятнадцать. Цена билетов – 300 р. Билеты, кстати, без мест, садишься в зале, где хочешь. Мы с одной коллегой сидели в первом ряду.

21 мая: «Любовь и шпионаж», премьера мюзикла на сцене Театра Российской Армии (проект компании RUARTS  PRODUCTION).
   Мюзикл о шпионке и танцовщице Мата Хари. Музыка Максима Дунаевского. Хореография Егора Дружинина. В главных ролях  - Лариса Долина и Дмитрий Харатьян.
  Мы ходили компанией из четырех человек. Во мнениях немного разошлись: мне и еще одной мюзикл понравился, третья сказала, что ей понравилась только игра отдельных актеров, а в целом мюзикл не понравился (и больше всех ей не понравилась Долина), у четвертой впечатления какие-то средние, что-то понравилось, что-то нет.  Я потом еще читала отзывы в И-нете на сайте «Тикетлэнд», там пять отзывов, из них четыре положительных, некоторые даже восторженные, и только один –  критический, недовольный. Но даже в нем отмечается  отличная игра Дмитрия Харатьяна, он и нам всем очень понравился: здорово поет, классно танцует, замечательно играет, очень артистичен, одним словом, просто великолепен.  Он по ходу спектакля несколько раз перевоплощается из образа в образ (он играет режиссера, снимающего фильм про Мата Хари, и образ этой женщины раскрывается перед зрителем в процессе репетиций и съемок этого фильма, а «Режиссер», репетируя с актрисой Клод Франс, становится ее партнером то в одном, то в другом облике).
  Что касается Ларисы Долиной, то она поет, конечно, тоже замечательно, и арии у нее красивые в спектакле. Но многие отмечают, что ей не хватает актерского мастерства. А одна моя коллега еще сказала, что, поскольку Мата Хари была танцовщицей, то в этом мюзикле напрашивается для данного персонажа какой-нибудь сольный танец эффектный, а его не было. Видимо, Долина не настолько пластична, чтобы с ней можно было такой танец поставить. Но это, в конце концов, не слишком большой недостаток, по-моему. Хотя соглашусь, что сольный танец этому персонажу не помешал бы (и у Елены Захаровой в спектакле театра Луны он есть). Зато  вокал Л. Долиной является настоящим украшением спектакля, поет она в нем много, больше, чем говорит. И за этот  вокал ей можно простить какие-то недостатки в артистизме и пластике. Таково мое личное мнение.
   Также мне понравилось декорационное решение, понравились некоторые танцы (там были и групповые танцы, в которых участвовала и Долина, и сольные, но не у нее).
Подводя итог, скажу: я довольна, что удалось сходить на этот мюзикл. Хотя отмечу, что это не самый лучший мюзикл из всех, которые я видела. Но вполне достойный, вполне приятный и интересный, в общем, с другой стороны, и не худший из тех, что видела. Хотя драматический спектакль театра Луны оставил более сильное впечатление, чем мюзикл (а поставлен мюзикл по той же самой пьесе – «Глаза дня» Елены Греминой, по которой поставлен и спектакль театра Луны). Но на силе впечатления могло в какой-то мере сказаться и то обстоятельство, что в «Луне» я сидела близко к сцене, а на мюзикле в театре Рос. Армии – далеко от сцены.
   Билеты на мюзикл, естественно, дорогие. Весь партер – 2 –3 тыс руб. Мы брали в амфитеатр по 1650 р. (без наценки – 1500 р.). Программка стоила там 200 р. (правда, она представляла из себя целый буклет с биографиями исполнителей и т.п.). Вообще, обычно в театре  Рос. Армии всё дешевле намного. Но в данном случае – это же не спектакль данного театра, а просто сцена его используется. К тому же мюзиклы, как правило, всегда дорогие.
    Я тут после наших с коллегами обсуждений этого мюзикла и разговоров о том, что Долиной не достает пластики и артистизма, задумалась: а кого можно было бы взять на эту роль вместо Долиной, так, чтоб это тоже была не менее известная личность и на приличном уровне поющая (ну, пусть даже не так, как Долина, но прилично, чтоб не намного хуже) и при этом еще и танцующая. И после перебора разных актрис и эстрадных певиц решила: а вот Кристина Орбакайте, пожалуй, была бы не плоха в роли Мата Хари в данном мюзикле. У нее и голос относительно сильный, и танцует она, и актерский опыт имеет (в фильмах снималась). И вообще, она даже по натуре своей больше подходит для роли шпионки, чем Долина, как мне кажется. Однако рассуждать так можно сколько угодно, но… М. Дунаевский писал данный мюзикл специально под Ларису Долину, если верить программке.

10 июня: «Ученик лицея» в театре «Сфера».
  Спектакль о юном А. Пушкине, поставленный ко дню его рождения (премьера была 6 июня, а мы были на втором по счету спектакле; короче, этот спектакль – совсем новый в «Сфере»). Ходили с коллегами, спектакль нам очень понравился, а мне даже захотелось после этого почитать что-нибудь о Пушкине, его детстве, юности и т.п. И весьма впечатлил исполнитель роли Пушкина молодой актер Д. Береснев, очень темпераментный и артистичный.
  Цена на билеты в «Сфере» прежняя – 500 руб.

16 июня: Мюзикл «Приключения Оливера Твиста» на сцене театра «Эрмитаж» (но постановка Детского музыкального театра юного актера).
   Это русская версия бродвейского мюзикла «Оливер» по мотивам романа Ч. Диккенса. Музыка - британского композитора Лайонела Барта. Поскольку поставили спектакль в музтеатре юного актера, в спектакле занято много детей разных возрастов, в том числе исполнитель главной роли – Оливера Твиста – мальчик, а не взрослый актер, и все это придает спектаклю особое очарование, поскольку многие детки – такие миленькие (но не смотря на юный возраст, играют и поют профессионально). Но тех персонажей, которые по сюжету являются взрослыми, играют взрослые актеры. Из известных в спектакле занята Валерия Ланская. Она нам очень понравилась.
Ходила с приятельницами-коллегами, сидели в середине партера.  Все остались довольны спектаклем.

18 июня: «Колокола» в театре «Сфера» (Камерная сцена).
  Сразу скажу, что этот спектакль – одно из самых ярких моих театральных впечатлений за последние пару месяцев. Просто супер! Всем бы рекомендовала. Это тоже премьера в «Сфере» (правда, вышел спектакль несколько раньше, чем «Ученик лицея», еще весной где-то). Легкий, изящный лирический спектакль о любви… С периодически звучащими песнями в исполнении Джо Дассена (хотя в спектакле используется и другая музыка, но Джо Дассен – как некий лейтмотив, что ли). Одно «но» (для некоторых, не для меня): в спектакле заняты всего два актера плюс танцовщица, причем актеры молодые, не известные широкому зрителю (хотя известные поклонникам «Сферы», т.к. не первый год в этом театре играют). Некоторых людей этот факт останавливает: предварительно спрашивают, кто играет, и, узнав, что всего два актера да с неизвестными им фамилиями, не хотят идти на такой спектакль. А зря! (Я вот так одной из своих подруг предложила вместе пойти, а она, услышав, что два актера, сказала, что не любит такие спектакли, где всего два-три актера занято, для нее это как бы неполноценные спектакли).
  Спектакль довольно короткий – идет всего час с небольшим, без антракта. И когда он неожиданно заканчивается, становится как-то жаль, испытываешь ощущение: «хорошо, но мало».

21 июня: «Старший сын» в театре-студии под руководством О. Табакова.
  Пьеса А. Вампилова, фильм по ней есть одноименный, с Е. Леоновым, Н. Караченцовым и М. Боярским в главных ролях. А в спектакле роль «старшего сына» играет Юрий Чурсин, а роль отца, Сарафанова, – Нар. артист РФ Сергей Сосновский (работа Сосновского в спектакле, кстати, очень выделяется среди всех).
    Спектакль, в принципе, понравился, но не скажу, что больше, чем фильм, скорее наоборот. Вообще, разницу между фильмом и спектаклем вкратце можно обозначить так: фильм, как мне кажется, больше комедийный, а спектакль имеет «уклон» в сторону психологической драмы, хотя элементы комедии в нем тоже есть. И персонажи мне показались чуть-чуть другими, нежели в фильме, - с немного другими характерами, поведением и т.п. И многие персонажи, такие, какие они в спектакле, понравились мне меньше, чем те, какие в фильме.
   Довелось сидеть прямо в первом ряду, цена билета – 2500 р.

P.S. (Конец 2010 г.) Тут как-то по ТВ повторяли фильм «Старший сын», я пересмотрела и хочу здесь отметить, что, пожалуй, ошибалась насчет того, что фильм преимущественно комедийный. Но всё равно фильм мне нравится больше, а его персонажи мне более симпатичны, чем персонажи спектакля. Спектакль оставляет какое-то более тягостное впечатление от происходящего, чем фильм.

26 июня: «Сон в летнюю ночь» в театре на Юго-Западе.
  Спектакль по одноименной пьесе Шекспира. Но от Шекспира там, как я полагаю, - не больше половины (вообще-то я не читала, но подозреваю, что это так. Да и подруга, ходившая со мной и читавшая, подтверждает это, хотя читала она давно и плохо помнит пьесу). И в целом постановка, прямо скажем, не классическая. Но – смешная, и по-своему интересная.
  Вообще, я бы так сформулировала, что эта постановка  - некая аллюзия на шекспировскую фразу «Весь мир – театр, и люди в нем актеры». В ней столько всего намешано: и элементы древнегреческого театра, и элементы итальянской комедии масок, и элементы какого-то народного уличного театра, балагана, карнавала, и т.д., и т.п. Даже что-то от современного КВНа можно увидеть. Эта «смесь» проявляется и в костюмах (они напоминают, с одной стороны, древнегреческие туники, а с другой стороны, какие-то средневековые костюмы, костюмы персонажей итальянской комедии масок), и в сюжете, в репликах актеров. Текст идет то шекспировский, то явно не шекспировский. И музыка, использованная в оформлении спектакля, - тоже потрясающая смесь: и ария из «Кармен», и хачатуряновский «Танец с саблями», и одна из мелодий рок-оперы «Исус Христос – суперзвезда», и песни, специально написанные для спектакля… Но вся эта музыка оказывается, в принципе, как-то к месту, не воспринимается как нечто чуждое и неуместное.
  Сидели в первом ряду. Зал там маленький, и если раньше еще была какая-то небольшая разница в 100-200 р. между стоимостью первых и последних рядов, то сейчас там практически все ряды и места стоят одинаково – 900 р. (по крайней мере, на этот спектакль. А вообще бывает, что в одном и том же театре, цены разнятся на разные спектакли, в зависимости от того, какие актеры заняты, премьера это или старый спектакль, и т.п.).
   На этот спектакль мы ходили с подругой и ее мужем. Им обоим очень понравилось.  Мне, в принципе, тоже понравилось, хотя, как говорится, не до восторга.

2 июля: мюзикл «Вестсайдская история» на сцене Московского Дворца молодежи 
(постановка Новосибирского академического молодежного театра «Глобус»).
   Знаменитый американский мюзикл конца 50-х годов 20 в. (композитор – Леонард Бернстайн) о жизни молодежи, о современных Ромео и Джульетте, которые принадлежат не к враждующим семьям, а к враждующим молодежным группировкам. Не скажу, что мюзикл сильно понравился. И в частности, отрицательное впечатление производило то, что много ассоциаций возникало с современной Москвой: скинхеды, их драки с приезжими, с «лицами кавказской национальности»… Тем более, что в спектакле члены одной из группировок были одеты в черное (у кого - черная рубашка, у кого – черная куртка), - видимо, авторы спектакля специально старались вызвать у зрителя соответствующие ассоциации. Но лично у меня было ощущение, что как-то мне не хочется на сцене всех этих неприятных нынешних реалий.
  Понравились отдельно взятые «арии». Но в целом, на мой взгляд, и музыка - не супер, и мюзикл сам - не супер (по содержанию и вообще). Второй раз я бы не пошла.
  Билет в 13 ряд стоил 1800 р.

14 июля: «Королевские игры» в «ЛЕНКОМЕ».
  По жанру этот спектакль определяют в афишах как оперу для драматического театра, сочинение драматурга Григория Горина и композитора Шандора Каллоша по мотивам пьесы М. Андерсона «1000 дней Анны Болейн».
 Роль короля Генриха Восьмого играет Александр Лазарев-младший. И из всех исполнителей в этом спектакле именно он, а также Леонид Броневой больше всего обращают на себя внимание своей игрой. Если же просто говорить о том, кто еще из известных занят в спектакле, то можно назвать Андрея Леонова (сын Евгения Леонова, играет папу в сериале «Папины дочки»). Занята в этом спектакле и Анна Большова, но в этот день она не играла, а играла Анну Болейн незнакомая лично мне Наталья Стукалина, но мне понравилась, вполне достойно играет, по-моему. Вообще, в целом, спектакль оставил хорошее впечатление.
  Билеты в третий ряд бельэтажа стоят на этот спектакль 500 р. (вообще, этот спектакль в целом подешевле, чем многие др. ленкомовские спектакли). Кстати, это один из старейших спектаклей «Ленкома», с 95 года идет (древнее у них только «Юнона и Авось» и «Женитьба Фигаро»).

16 июля:  «До и после» в театре на Таганке (в том, где Ю. Любимов худрук).
  Спектакль посвящен поэтам Серебряного века. Хотя звучат в нем не только стихи и высказывания поэтов начала 20 века: Ахматовой, Гумилева, Маяковского, Блока, Мандельштама, Северянина и др., но и под конец доходит до стихов И. Бродского и А. Вознесенского (к слову сказать, Бродского играл В. Золотухин). Как сказано в программке,  этот спектакль –  реквием загубленным поэтам 20 века и самому 20-му веку. В качестве декорации и одновременно некоего символа использован «Черный квадрат» Малевича: в глубине сцены находится большая квадратная деревянная рама, затянутая сзади черной шторкой, и вот из нее появляются и в нее же исчезают все персонажи.
  Ну, я уже писала ранее, рассказывая о других спектаклях этого театра, что постановки театра на Таганке всегда рассчитаны, на интеллектуально развитого, просвещенного и подготовленного зрителя. Этот спектакль – не исключение (Предполагается, что зритель знаком со стихами поэтов Серебряного века, с биографиями и трагической судьбой авторов).
   Есть люди, которые не воспринимают и «не переваривают» таганковские постановки, а мне они, в общем-то, нравятся, и эта – в том числе.
   И, между прочим, «Таганка» относится к числу недорогих театров, билеты – в пределах 500 р. В данном конкретном случае я сидела на хорошем месте, близко (3-й ряд, практически в центре ряда), и всего за 300 р. (ну, 330, если покупать не в самом театре, а в городских театральных кассах).

27 июля: мюзикл «Анна Каренина» в музыкальном театре п/р Г. Чихачева (премьера).
    Еще год назад прочитала на сайте театра информацию, что готовится такая постановка, и с нетерпением ждала премьеры (мне нравится этот театр, нравится этот роман Толстого – в общем, было несколько причин для такого нетерпеливого ожидания). И вот наконец-то спектакль вышел! Пошли с друзьями на второй по счету показ. Во время первого действия, честно говоря, было ощущение: вот, вроде, всё хорошо, не к чему придраться, но всё же я ожидала чего-то большего… Ну, а второе действие, как это нередко имеет место в спектаклях,  было более динамичным и интересным, с большим накалом страстей, больше эмоций вызвало. Так что в целом спектакль понравился и мне, и моим друзьям. Не понравился только Вронский в исполнении Константина Скрипалева, не его это роль (я надеялась увидеть в этой роли Владлена Михалкова, который в «Бесприданнице» играет Паратова). Зато отрадно было видеть в роли Анны Карениной Наталью Репич, которая понравилась мне еще в «Бесприданнице» в главной роли. То, как она сыграла Анну Каренину, лишний раз доказывает, что это очень талантливая актриса. Она пока молода и не знаменита, но я думаю, что у нее большое будущее.
  Одноименный роман Толстого – большой, объемный. Превращать его в пьесу, ставить в театре – дело, безусловно, сложное. В данном случае был придуман интересный сценарный ход: выросший Сережа Каренин пытается узнать тайну гибели своей матери, причины трагедии, беседуя обо всем этом с родственниками и знакомыми… И понравилось мне то, какую главную мысль выбрали создатели спектакля в качестве главной, в качестве лейтмотива: «правда есть, но она не одна» (эти строчки, положенные на музыку, звучат несколько раз в течение спектакля, и плюс сама по себе попытка представить ситуацию с точки зрения разных персонажей, с которыми беседует Сережа, тоже работает на этот лейтмотив). Ну, то есть, смысл в том, что на любую ситуацию можно с разных сторон посмотреть, и не всегда можно однозначно сказать: вот это – «белое», а вот это – «черное», вот этот человек правильно себя повел, а этот – нет. Помимо «черного» и «белого» есть много «полутонов».
 В свое время я видела спектакль про Анну Каренину в питерском театре Ленсовета (там он называется «Каренин. Анна. Вронский»). Так вот, там главная мысль спектакля была другая: надо уметь прощать, даже измену. И при постановке спектакля там взяли из романа только то, что «работало» на эту мысль. И там, в итоге, меньше героев, чем здесь, в спектакле театра Чихачева, и история Анны там не доведена до конца, до гибели, там только полромана отражено и заканчивается всё на эпизоде родов (когда Анна девочку рожает и просит Каренина и Вронского дать друг другу руки, простить друг друга, помириться). Каждый из этих вариантов постановки «Анны Карениной» по-своему интересен и хорош, мне, в общем-то, оба варианта понравились.
  Однако при всем положительном отношении к спектаклю «Анна Каренина» в музыкальном театре Чихачева, при всем хорошем впечатлении от него, меня не отпускает мысль, что если сравнивать «Анну Каренину» с вышеупомянутой «Бесприданницей», идущей в этом же театре, то «Бесприданница» мне нравится всё-таки больше. «Бесприданница» - вообще супер во всех отношениях. А в «Анне Карениной», в частности, очень уж мрачное декорационное решение – в черных тонах…
  Перед походом на эту премьеру впервые в жизни решила купить цветы для вручения после спектакля. Подарила Наталье Репич.
  Наши билеты в третий ряд стоили 800 р.

18 августа: балет «Дон Кихот», постановка Русского Национального Балетного театра, на сцене РАМТ.
  Либретто М. Петипа, хореография – его же.
  В спектакле всё понравилось, кроме одного: его сюжет достаточно далек от сюжета одноименного романа Сервантеса. Но это претензия не к постановщикам спектакля, а к авторам музыки и либретто. А так – танцуют замечательно, с моей точки зрения, плюс яркие, красивые костюмы, красочные декорации… Хорошо передан испанский колорит. В целом я получила удовольствие от балета. Вот только единственное, я не знала раньше содержание балета, думала, что оно более-менее соответствует роману, и мне было интересно сравнить танцы из балета с танцами из мюзикла «Человек из Ла-Манчи», идущего в театре Российской Армии. Но когда купила программку балета и прочитала либретто, то поняла, что содержание совсем не то, и сравнивать будет нечего (в программке даже и прямо сказано, что балет – по мотивам романа). Вот это несколько разочаровало.
  Билет брала в первый ряд балкона (в середину), цена – 500 р. По опыту знаю, что в РАМТе с середины балкона и бельэтажа хорошо всё видно и слышно (и не только с 1-го ряда, но и с последнего – 3-го или 4-го), а вот с краев, которые ближе к сцене, - плохо смотреть. В партере этого театра ни разу не сидела. Ну, понятно, что с близкого расстояния, конечно, еще лучше смотреть, чем с середины балкона, но в ситуации, когда, допустим, нет денег на дорогой билет, когда хочешь сэкономить, вполне можно взять на балкон в середину, видно будет нормально.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий